EUR 82.29 USD 76.57

Библиотека меняет ориентиры

Библиотека меняет ориентиры

Сотрудники челябинской библиотеки имени Пушкина провели книжный фримаркет – обмен книгами между читателями. Ранее – на выставку поместили кабачок. В планах − возле стеллажей с книгами установить теннисный стол. Во что превращается современная библиотека, и как ей конкурировать с интернетом? Об этом беседуем с заведующей сектором маркетинга Централизованной библиотечной системы Челябинска Ириной Беляевой.

Ирина Валентиновна, сегодня самое распространенное определение библиотеки – книгохранилище. Так ли это?

Ни в коем случае! У библиотеки много ролей: это и досуговая зона, где проходят заседания клубов по интересам, и коммуникационная площадка. В ноябре мы открыли молодежную студию «22» для подростков Ленинского района в библиотеке №22 им.Д.Н.Мамина-Сибиряка. Этот район – немного отдаленный и своеобразный, но там очень отзывчивые ребята. Планируем там поставить теннисный стол. Пришел человек, почитал, захотел размяться – поиграл в теннис.

Это меняет представление о библиотеках…

Тем самым мы показываем новые реалии библиотеки. Областная универсальная библиотека – научная, академичная, а у нас все иначе.

А нужно ли менять академичность в сторону досуга?

Мир меняется, и библиотека тоже должна изменяться. У нас сейчас открытый доступ к книгам – около 50% всего книжного фонда выставлены в зал, и мы работаем над тем, чтобы этот процент еще увеличить. Раньше человек приходил, оставлял заявку библиотекарю и ждал получения книги. Здесь же вы сами выбираете то, что нужно.

Какой должна быть библиотека, чтобы человек, выбирая между интернетом и библиотекой, все же выбрал библиотеку?

В интернете есть много информации, но она не структурирована. Как говорится, большая свалка, где все слито и человеку приходится выбирать. Но только если у него есть время и он умеет искать. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут сделать правильный выбор. У нас на сайте http://www.chelib.ru/ есть и виртуальная справочная служба, которая поможет подобрать список литературы по интересующей теме, предоставить краткую информацию о конкретном факте или событии, и электронный каталог, где можно посмотреть, в какой библиотеке города есть данная книга и отправиться туда.

Тогда в чем вы видите главную роль библиотеки в современном обществе?

Я не могу сказать, что есть главная роль и второстепенные. Библиотека многолика. Наша централизованная библиотечная система объединяет 29 библиотек в семи районах города. И каждая библиотека − со своим лицом. Например, библиотека №22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка специализируется на литературном краеведении. Там постоянно проходят встречи с уральскими авторами, лауреатами премии им. Мамина-Сибиряка. Но это не значит, что библиотека не выполняет другие функции и не предлагает другую литературу. Библиотека №14 имени Н.В. Гоголя в Советском районе работает как информационный центр здорового образа жизни, у нее очень хорошие связи с врачами областной клинической наркологической больницы, и спрос на их «КЛАСС!ные часы» тоже велик. Библиотека №8 на Северо-Западе собирает качественную литературу. Я бы не сказала, что она элитарная, но улучшает качество чтения, создает интеллектуальный фонд. Библиотека №26 имени Л.К. Татьяничевой в Курчатовском районе собирает молодежь. Там постоянно проходят интеллектуальные игры, литературные ринги. На традиционный «День Татьяничевой» приезжает внук уральской поэтессы.

А может быть, стоит придерживаться универсальности?

Универсальные библиотеки нас обсуживают везде. В 90-е годы во многих городах была тенденция, когда книги одного жанра свозили в определенную библиотеку. Разве вы поедете из Советского района в Металлургический ради одного детектива? Наверняка нет. Наша централизованная библиотечная система не стала так делать: мы сохранили универсальность библиотек, но у каждой – какое-то профильное направление. Библиотека №10 в Металлургическом районе находится на первом этаже рабочего общежития. Здесь создана такая теплая творческая атмосфера, что дети этого района постоянно что-то создают, читают, играют.

То есть это миф, что библиотеки умирают из-за отсутствия интереса аудитории?

Возможно, интерес немного падает, но, я думаю, это из-за недостатка информированности. Когда мы проводили «Библионочь», поняли, что люди хотели бы воспользоваться нашими услугами, но не знали, что они бесплатны. У нас есть курсы компьютерной грамотности, клуб романса, клуб декоративно-прикладного творчества. Очень востребованы библиотеки молодыми родителями, потому что книга не только развивает речь – это еще и эстетическое воспитание.

Значит, теперь библиотека – некий многофункциональный культурный центр города?

И то место где каждый может найти что-то для себя.

Но где гарантия, что посещая эти клубы, человек приобщится к чтению в целом?

Например, к работе клуба декоративно-прикладного творчества библиотека готовит литературу по рукоделию. Или даже просто человек проходит мимо стеллажей, цепляется взглядом за какую-то книгу и берет ее. А многие люди и хотят что-то почитать, но не знают что. Библиотекарь подскажет.

А разве не важно, что люди читают, главное − сам процесс чтения?

Вы хотите, чтобы мы на себя функцию цензора взяли? (Смеется)

Есть точка зрения, что библиотека – своеобразный фильтр литературы…

В библиотеке №8 на Северо-Западе есть картотека «Прочитал сам – советую вам», и там − списки лучшей литературы. Продвижением качественной литературы занимается и абонемент нашей Пушкинской библиотеки, в том числе и через выставки. Но мы не будем давать оценку книге: хорошая она или плохая. В разные периоды жизни люди читают разную литературу. Я сейчас сама читаю детективы английского писателя Алана Брэдли.

Вы имеете электронную книгу?

Да, в транспорте использую ее, дома – традиционную. Я считаю, что электронная и печатная книги могут существовать на равных. Моя знакомая, читая вне дома электронную книгу, дома берет ее бумажный вариант, перелистывает до нужного момента и продолжает читать. У каждого свой подход. Мы не должны никого ограничивать. Надо давать возможность всем реализоваться в чтении.

И все-таки как сделать так, чтобы люди выбрали книгу в библиотеке, а не ее электронный вариант, скачанный из интернета?

Это проблема. Библиотеки поэтому и ищут свои форматы. Мы тоже. Вот, организовали открытый доступ к книгам, периодике, различные курсы. В прошлом году перед Новым годом проводили мастер-классы по изготовлению новогодних подарков и украшений.

Крамольно звучит, но может быть, организация подобных клубов является просто заполнением библиотечного пространства и времени, своеобразным плотом, удерживающим библиотеку на плаву?

Нет. Это потребность людей. Мы же проводили разные опросы среди посетителей. По желанию челябинцев у нас открылся клуб садоводов. Была выставка, где среди книжек лежал кабачок. Знаете, как привлекало внимание! В Екатеринбурге создается «коммуникатор» – такая площадка, куда можно прийти, заплатить за аренду, посидеть, устроить деловую встречу. А у нас библиотека выступает тем же коммуникатором, только совершенно бесплатно! Но мало кто об этом знает.

Вы заметили, что сейчас идет изолированность, дефицит общения? И эти клубы как раз являются способом сплочения людей. Библиотека − это прекрасное место, чтобы собираться, обсуждать книги, общаться, говорить о том, что происходит в стране и в мире. Мы хотим, чтобы горожане поняли: это их библиотека. У нас есть и блог «ВО!круг книг» (http://vokrugknig.blogspot.ru/).

Вот, провели книжный фримаркет. На помойку книги выбрасывать нехорошо – лучше подарить их другому. На Кировке мы организовываем еще одну акцию «Отдадим книгу в добрые руки». Никогда не привезли ни одного произведения назад в библиотеку, и это с учетом того, что книги возим коробками.

Государство поддерживает ваши инициативы?

С государством у нас проблематично. Мы получаем деньги на комплектование фондов, подписку, начали работать с магазином электронной книги «ЛитРес». При поддержке администрации уже восемь лет подряд проводим городской фестиваль «Челябинск читающий». В 2007 году по городу ходил «Читающий троллейбус», в котором мы каждые две недели обновляли информацию. Но вообще денег маловато. Было бы больше книг, люди бы сюда чаще ходили.

А чего не хватает?

Современной литературы. Книги достаточно дороги, и не все можно скачать. Правда, в этом году мы подписали стопку книг у самого Захара Прилепина!

Влияет ли интерьер библиотеки на спрос читателей?

Я думаю, нужен особый интерьер для каждой зоны. Для учебных занятий пуфики не подойдут: будут расслаблять. У нас разделение на зоны пока чисто функциональное: зона чтения, зона общения, вернисажный зал, куда у нас приходят и устраивают фотосессии. Будь у нас больше финансовой поддержки, мы бы тут такое развернули! (Смеется)

Обобщая, можно сказать, что современные библиотекари – энтузиасты?

Наверное, да. А кто еще будет работать? А про будущее книги хочу сказать словами Астрид Линдгрен: «Если будущее есть у человека, оно есть и у книги!».

Беседовала Надежда Прохорова, фото из личного архива И.В.Беляевой

VK31226318