EUR 82.39 USD 76.45

На планируемый Томинский ГОК «заказали» негатив

На планируемый Томинский ГОК «заказали» негатив

Проект Томинского горно-обогатительного комбината стартовал в 2007 году, когда «Русская медная компания» (РМК) начала проводить исследования месторождения медной руды вблизи поселка Томинский. Это месторождение находится в Сосновском районе, в 25 километрах от Челябинска.

К 2013 году исследования показали, что объем руды на месторождении составляет 331 миллион тонн. В ней содержится 1,5 миллиона тонн меди, порядка 31 тонны золота и примерно 71 тонна серебра. Все значения были внесены в специальный государственный реестр, и РМК смогла направить заявку на разработку месторождения.

Заявка была одобрена, и металлурги начали проектировать строительство на месторождении Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК). По закону «О местном самоуправлении» и на основании Градостроительного кодекса были проведены публичные слушания на территории Томинского сельского поселения. На них, по словам Юрия Короля, пришло очень много людей, части из которых пришлось стоять… Другими словами, вопроса о легитимности этого мероприятия нет.

Участники слушаний узнали о плюсах и минусах проекта. После – состоялось голосование, во время которого абсолютное большинство собравшихся (90 с лишним человек) высказалось за строительство ГОКа. Это дало право приступить к проектированию, привлечению инвестиций, выбору поставщиков оборудования. Но в августе, начале сентября, прошло совещание с участием заместителя министра энергетики Челябинской области, на котором металлургам в присутствии прессы пообещали проблемы…

– От нас почти в ультимативном порядке потребовали, чтобы мы на себя взяли финансирование работ по рекультивации Коркинского карьера. И вложили в это порядка 40 миллиардов рублей. В то время как наш проект мы тогда оценивали примерно в 28 миллиардов рублей, – вспоминает Юрий Король.

– Такие подходы нас не устраивают. Мы готовы оказывать помощь, но не можем взять на себя полную ответственность, которая сложилась за десятилетия использования Коркинского разреза. Кроме того, у разреза есть действующий недропользователь. Не получив нашего согласия, нас начали пугать.

– После этого в октябре активировались общественные организации под эгидой зеленых. Когда мы предложили руководству области встретиться с этими общественниками, нам ответили, что эти зеленые – ручные. Поэтому на них просто не нужно обращать внимания. К сожалению, негатив по поводу строительства Михеевского ГОКа продолжает нагнетаться.

Разного рода «зеленые» и журналисты рассказывают людям о том, что ГОК якобы станет причиной ухудшения качества воздуха в Челябинске. О том, что якобы взрывные работы на карьерах «Томинки» плохо отразятся на жилых домах окрестных населенных пунктов. А работать на комбинате будет преимущественно гастарбайтеры, да и всю прибыль «Русская медная компания», как бы подконтрольная чеченскому клану Байсаровых, уведет в оффшорную зону…

На самом деле, как рассказал Юрий Король, к чеченцам «Русская медная компания» отношения не имеет. Основным владельцем является уральский предприниматель Игорь Алтушкин. «Русская медная компания» была создана им в 2004 году с нуля, а не путем присвоения или передела чужой собственности. В компании работает семь тысяч человек. Она занимает третье место в России по выпуску меди (доля рынка 18 процентов).

В 2004 году запасы руды в компании были на уровне одного миллиона тонн. Сейчас на балансе значится более 10 миллиардов тонн. Запасы меди доходят до восьми миллионов тонн, в том числе есть золото, серебро, цинк и другие металлы. С 2004 года по настоящее время было освоено порядка 2,5 миллиардов долларов инвестиций в строительство новых заводов и фабрик. А до 2016 года в инвестиционной программе планируется освоить еще порядка миллиарда долларов.

Сырьевая база РМК находится в основном в Казахстане. В России основной передел сосредоточен в Челябинской области: Карабаш, Кыштым. В Великом Новгороде построен завод по переработке вторичной меди. Геологоразведочной работой РМК занимаемся не только в Челябинской области, но и в Казахстане, Оренбургской области.

– Нас начинают запугивать борьбой с оффшорами, – рассказывает Юрий Король. – Но на самом деле в секторе металлургии с ними никто не борется. Да и не нужно. Дело в том, что не только наша компания вынуждена работать под юрисдикцией иностранного государства. И связано это с тем, что в Японии кредиты дают под отрицательный процент. В Скандинавии – на уровне одного-двух процентов годовых. В США кредиты стоят меньше процента. А в России кредиты дают под 18 процентов. Поэтому бизнес можно развивать только на иностранные кредитные ресурсы. Для компетентных органов нет никакого секрета в том, кто у нас акционеры, и как они платят налоги. Ситуация с Ходорковским научила все бизнес-сообщество. Наш бизнес абсолютно прозрачен, открыт и проверяем.

Другая популярная «страшилка» по поводу Михеевского ГОКа связана с мировым финансовым кризисом. Якобы спрос на медь и цены на нее падают, поэтому строительство предприятия является самоубийством чистой воды.

– Цена на медь растет, потому что уровень спроса остается неизменным, а себестоимость ее добычи увеличивается, – говорит Юрий Король. – Текущих цен нам достаточно не только для того чтобы окупить проект в течение 15 лет, но и выплатить все налоги. Они составят порядка 32 миллиардов рублей. Федерация при этом получит около 5,5 миллиарда рублей. 24 миллиарда пойдут в региональный бюджет. 1,3 миллиарда – в местный бюджет, сельского поселения Томинское. 1,1 миллиарда – компенсация за размещение твердых отходов.

Кроме того, «экологи» пробуют пугать людей взрывными работами, которые планируются на карьерах ГОКа, сточными водами от производства и сернистыми газами… Но как выяснилось, в соответствии со всеми проектными расчетами, а также в соответствии с опытом работы на других карьерах, из-за взрывов каких-либо проблем за границей карьера далее 500 метров, не будет. Энергия взрывов будет направлена на разрушение породы. Подрывы будут организованы таким образом, что выброса земляной массы вверх не предвидится. Это позволяет избавиться от выброса пыли. На Томинском карьере он прогнозируются на уровне восьми тонн в год. Для сравнения, в Челябинске выбросы пыли превышают 20 тысяч тонн в год.

Воду для нужд ГОКа будут брать преимущественно негодную для какого-либо иного использования (сточные воды). При этом влияния на Шершневское водохранилище не будет. Как объясняет Юрий Король, исследования показали, что подземные воды Томинского месторождения физически не имеют никакой связи с водоразделом этого объекта.

В «экологических» доводах о том, что ГОК будет выбрасывать в воздух сернистые газы и тем самым сделает Челябинск похожим на Карабаш можно и вовсе усмотреть заинтересованность Государственного департамента США. Дело в том, что газоочистку на металлургических предприятиях не ставили только до конца 90-х годов, в том числе не было ее и на «Карабашмеди». Это предприятие, работая без системы фильтров, выбрасывало в год четыре тысячи тонн диоксида серы (против 2,5 миллионов тонн диоксида серы «Норильского никеля»). Но зоной экологического бедствия признали только «Карабашмедь» – при прямом участии Международного валютного фонда (МВФ).

– В середине 90-х МВФ пообещал инвестиции всем российским предприятиям, которые объявят себя зоной экологического бедствия. Руководство «Карабашмеди» клюнуло на эту удочку, предоставило иностранцам всю необходимую информацию о заводе. Но денег никто не дал. Более того, производство было парализовано. Это был такой сбор информации о нас с дальнейшим обманом: выпустили норму, по которой в зоне экологического бедствия не может работать ни одно предприятие, – вспоминает Юрий Король.

Остается только добавить, что в настоящее время РМК ведет активное обсуждение проекта Томинского ГОКа. В интересах компании еще на этапе проектирования максимально уменьшить вредное влияние, которое способен оказать ГОК на окружающую среду.

– Мы всегда открыты к диалогу и готовы ответить на любые вопросы южноуральцев, на сегодня их поступило уже 57. Плюсов от намеченного на 2015 год пуска Томинского ГОКа в любом случае будет больше, чем минусов. ГОК предполагает создание тысячи 300 новых высококвалифицированных рабочих мест с заработными платами от 30 до 60 тысяч рублей в месяц, строительство дорог и объектов социальной инфраструктуры, комплексное развитие территории, – резюмирует Юрий Король.

VK31226318