Новости

Служебную квартиру площадью 28,8 метров выделяли работнице МКУ "Дирекция единого заказчика" в 2016 году.

Изделия из натурального меха не промаркированы, не имеют сертификатов и таможенной декларации.

Плюсовая температура не растапливает лёд, цены тоже «заморожены».

Малышку госпитализировали после того, как она попробовала средство бытовой химии.

ГИБДД перекрывала ул. Елькина, чтобы движение транспорта не мешало огнеборцам.

Причины распространения заболевания пока не установлены.

Страшная авария произошла накануне вечером в Юсьве.

Фото документа мгновенно разошлось по соцсетям и стало мемом.

В ближайшее время челябинский мэр будет назначен вице-губернатором.

Полуразобранную машину злоумышленник похитил прямо от гаража владельца.

Loading...

Loading...



Женские сумки butik.ru из кожи

Покупайте украшения с выгодой от 30% до 70%: голдпрайс - узнайте на сайте ГолдПрайс.



Реклама от YouDo
Диагностика автомобиля на http://ekb.youdo.com/auto/diagnostika/.
Проверенные мастера: заправка фреоном холодильника, посмотреть.
Монтаж отопления в частном доме на http://ekb.youdo.com/remont/plumber/heatingsystems/chastniy/.
Свежий номер
newspaper
  1. Из вашего двора мусор вывозят?
    1. да, вывозят регулярно - 12 (46%)
       
    2. нет, мусор лежит больше недели - 11 (42%)
       
    3. да, но вывозят очень редко - 3 (12%)
       
    4. ничего об этом не знаю - 0 (0%)
       

Какого рода слово "фэнтези"?

24.05.2008
Фантастика - это наше с вами зеркало,  считает профессор МГУ Елена Ковтун

Айвар ВАЛЕЕВ
Миасс - Челябинск

Доктор филологических наук, профессор МГУ, председатель Российской ассоциации исследователей фантастики Елена Ковтун стала основным докладчиком на завершившейся во вторник в Миасском филиале ЧелГУ международной конференции "Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий". Елена Николаевна - один из первых наших ученых, кто разглядел за фантастической литературой мощную социальную тенденцию. Что-то должно стоять за фантастическими тиражами фантастической литературы. Что ищут люди в ней? Как меняется фантастика со временем? Какого рода слово "фэнтези"? И почему антиутопии сегодня заметно преобладают?

Чего не бывает  и быть не может
- Елена Николаевна, в нашей жизни все так быстро меняется. Что сейчас называется фантастикой?
- В отечественной науке о литературе сложилось двойственное понимание термина "фантастика".

Фантастика - это наше с вами зеркало, считает профессор МГУ Елена Ковтун

Айвар ВАЛЕЕВ

Миасс - Челябинск

Доктор филологических наук, профессор МГУ, председатель Российской ассоциации исследователей фантастики Елена Ковтун стала основным докладчиком на завершившейся во вторник в Миасском филиале ЧелГУ международной конференции "Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий". Елена Николаевна - один из первых наших ученых, кто разглядел за фантастической литературой мощную социальную тенденцию. Что-то должно стоять за фантастическими тиражами фантастической литературы. Что ищут люди в ней? Как меняется фантастика со временем? Какого рода слово "фэнтези"? И почему антиутопии сегодня заметно преобладают?

Чего не бывает и быть не может

-- Елена Николаевна, в нашей жизни все так быстро меняется. Что сейчас называется фантастикой?

-- В отечественной науке о литературе сложилось двойственное понимание термина "фантастика". Чаще это понятие употребляется в узком смысле: это особая область художественной литературы, группа текстов, которые основаны на некотором фантастическом допущении. Фантастика здесь является основной целью изображения и основным средством раскрытия авторского замысла. "Серьезные" литературоведы считают, фантастика - это область массовой литературы, рассчитанная скорее на развлечение.

Но есть в науке и другое, широкое понимание, при котором фантастика - это особый способ изображения реальности в художественном произведении.

-- Но вся художественная литература основана на фантазии автора:

-- Да, это так. Мы прекрасно знаем, что ни Наташа Ростова, ни князь Болконский никогда не жили на свете. Но есть в литературе произведения, которые рассказывают о том, чего не бывает в реальной жизни или даже вообще не может быть. И вот такие-то произведения и называются фантастическими. Мне как литературоведу ближе такая позиция. И в этом отношении для меня фантасты и Михаил Булгаков, и Николай Гоголь. Мало какой крупный писатель хоть раз в жизни не попытался додумать, усовершенствовать этот мир, создать какую-то иную реальность. Допустить, что люди могут жить долго, что можно встречать в космосе братьев по разуму.

-- Значит, и Шекспир с тенью отца Гамлета - тоже фантастика?

-- Во времена Шекспира большая часть того, что мы сейчас называем фантастикой, могла восприниматься как естественная часть современной на тот момент картины мира. Поэтому нельзя механически переносить наше понимание того, что фантастично, а что нет, в глубь столетий. Но когда пишутся истории, и особенно предыстории фантастики, там появляется и Шекспир с тенью отца Гамлета.

"Жизнь непременно усовершенствуется"

-- Как изменилась современная фантастика по сравнению с фантастикой советской?

-- Если характеризовать советскую фантастику периода 60-80-х годов, у нее несколько главных принципов. Это была так называемая "научная фантастика". Термин "научная" соединили с таким ненаучным понятием, как "фантастика", в начале ХХ столетия. Примерно тогда же появился и западный аналог этого термина - science fiction. Термин понадобился, чтобы отличить новый тип фантастики, созданный Жюлем Верном, Гербертом Уэллсом, у нас в стране Александром Беляевым, затем Алексеем Толстым, от той фантастики, которая существовала в литературе XIX века. Та фантастика рассказывала о чудесах, о мистических, загадочных, сверхъестественных событиях. Новая опиралась на достижения научно-технического прогресса.

-- Появление такого типа фантастики совпало и с политическими изменениями в мире:

-- Эта фантастика была воспринята как очень перспективная и нужная в нашей стране, которая строила коммунистическое будущее. Поэтому и до, и после второй мировой войны в нашей фантастике преобладают произведения утопического характера. Будущее в основном видится светлым, оптимистическим. Это произведения, утверждающие, что жизнь человека и человечества осмысленна, что у нас с вами своя миссия во Вселенной, что мы живем не зря и жизнь непременно усовершенствуется.

-- Но и эта литература вряд ли была однородной.

-- Конечно. В рамках научной фантастики постепенно сформировались разные течения, а главными стали две ветви развития. Одна, научно-техническая, сосредоточивается на описании научных открытий, изобретений, на исследовании возможностей человеческого познания. Вторая именуется социальной или социально-философской фантастикой. Это литература, в которой фантастическая гипотеза становится способом изучения: а что будет с человеком, если: Вот эта социально-философская ветвь составила, на мой взгляд, гордость отечественной фантастической традиции.

В некотором смысле оппозиционная

-- Настоящая литература не могла не войти в противоречие с идеологическими догмами.

-- Фантастика в нашей литературе занимала очень интересное место. С одной стороны, наши официальные власти фантастику всячески приветствовали и возвеличивали. Ее называли "литературой крылатой мечты", ей отводилась важнейшая роль в воспитании молодого поколения. С другой стороны, если разобраться, у нас приветствовались и издавались далеко не все фантастические произведения. Даже Ефремов и Стругацкие слышали порой критику, что они отступают от марксистско-ленинской идеологии, неверно трактуют перспективы развития советского общества. Поэтому я отмечаю третий признак советской фантастики - ее социальную активность. Поклонники фантастики организовывались в самостоятельные сообщества, были клубы, проходили фестивали. Все это была скорее альтернативная, чем официальная культура. Вот почему лучшие фантастические произведения советской поры были литературой в некотором смысле оппозиционной.

Ненаучная фантастика

-- Что произошло в 90-е годы?

-- В 90-е годы фантастика еще более выпукло пережила то, что происходило с искусством и литературой в нашей стране в целом.

-- Фантастическая литература перестала быть престижной?

-- Не только. Она утрачивает свою главную функцию - гражданскую, воспитательную. Писатель теперь не пророк и трибун, он перестает воспитывать, призывать к каким-то идеалам - социальным, нравственным и т.д. Зато развивается развлекательная функция литературы. А вот в сфере развлечений вся художественная литература оказывается в 90-е годы заведомо на вторых ролях. И поэтому вся литература, и фантастика в частности, начинает лихорадочно искать средства привлечь читателя, издаться, продаться. На первый план выдвигаются уже не художественный уровень произведения, не сложность авторского замысла, а некий набор штампов, узнаваемых читателем и способных его привлечь. Фантастика превращается в сериал. Бывает, что человек читает годами, но не может вспомнить ни автора, ни названия.

-- А сам характер этой литературы тоже меняется?

-- Да, если раньше практически вся фантастика была научной, то теперь она подчеркнуто ненаучная. Пришлось даже позаимствовать на западе специальный термин для этого феномена - фэнтези.

-- Очень интересное словечко.

-- Мы встречаем его и в мужском, и в женском, и в среднем роде, и чуть ли не во множественном числе. Я предпочитаю женский род по аналогии с фантастикой. Сам факт заимствования термина показывает, что раньше в нашей литературе подобного явления не было. А теперь фэнтези претендует на то, чтобы заменить собой всю фантастику вообще. Примерно в середине 90-х годов произошло рождение отечественной фэнтези. И в течение буквально трех-пяти лет эта разновидность фантастики стала у нас доминирующей.

...И бесконечно сражаются

-- А что такое фэнтези?

-- Есть два ответа. Более распространено узкое понимание термина. Фэнтези - это продолжение линии Толкиена и других похожих писателей. Это повествование о некоем вымышленном мире, в котором действует магия, а все герои и события разделены на два лагеря - свет и тьма, добро и зло, и они бесконечно сражаются. Открыв любую такую книгу, вы попадаете в один и тот же мир.

-- А широкое понимание?

-- Оно, на мой взгляд, более сложное и выигрышное. Это все, что не научная фантастика. Фантастическое повествование, в котором посылка, гипотеза не соотносится с научной картиной мира и основывается на чем-то сверхъестественном. Отсылает нас к сказкам, мифам, к древним пластам человеческого сознания. В этом смысле к фэнтези принадлежат и знаменитые писатели-мистики: Эдгар По, Говард Лавкрафт, Густав Майринк и многие другие. Именно фэнтези, хотя к XIX столетию этот термин не применяется, создавал Пушкин, когда писал "Пиковую даму". И Лермонтов с "Демоном", и Гоголь с "Вечерами на хуторе близ Диканьки", и, конечно, Булгаков с "Мастером и Маргаритой" - все это можно отнести к фэнтези в широком понимании термина. И лучшие произведения 90-х годов это демонстрируют: "Алая аура протопарторга" Евгения Лукина, романы Святослава Логинова, Андрея Лазарчука, Михаила Успенского и некоторые другие тексты. Они, используя магию, мистику, сверхъестественные фантастические образы, ставят серьезные философские проблемы. Но тексты такого качества в нашей литературе скорее исключение.

-- Как вы объясните кровожадность фэнтези?

-- Я бы не сказала, что кровожадность - исконная черта фэнтези. Это касается больше фэнтези в узком смысле слова - "фантастики меча и волшебства".

-- А "Гарри Поттер" - разве не фэнтези?

-- Сложный вопрос. Вообще-то автор постулирует это как сказку. Но сейчас литературная волшебная сказка тесно срастается с фэнтези и трудно провести границу. Да, последние романы Джоан Роулинг уже не совсем для детей. Но я бы не сказала, что Поттер кровожадный. А вот массовые поделки подражателей фэнтези - да. Потому что кровожадна вся современная массовая литература, кровожадны выпуски новостей.

Свобода в обмен на оптимизм

-- Что потеряла современная фантастика по сравнению с позднесоветской?

-- Как я уже сказала, воспитательную функцию, гражданскую направленность. Социально-философскую проблематику почти потеряла. Фантастика потеряла многих своих поклонников из научно-технической и гуманитарной интеллигенции, людей, воспитанных на Ефремове и Леме. Потеряла оттенок оппозиционности, а с нею престиж. И стремление улучшить, усовершенствовать мир.

-- А что приобрела фантастика в 90-х?

-- Прежде всего свободу. Сейчас каждый волен писать так, как он хочет и о чем хочет. В 80-х уже сильно ощущалась усталость читателя от научно-технической фантастики. Всем надоело крутить ручки приборов и следить за тем, как наши звездолеты бороздят просторы Вселенной. Всем захотелось про эльфов, про гномов, про дьявола. Так что фэнтези - это тоже наше приобретение. Приобрела фантастика невиданные прежде тиражи. По данным "РосКона" (крупнейший конгресс фантастов в России), в последние три года издается по 500 романов в год. Никогда такого не было. Фантастика приобрела необыкновенное разнообразие. Сейчас любой человек может найти в фантастике то, что ему по душе.

-- То есть не все так ужасно?

-- Расстраиваться не стоит. Да, фантастика очень сильно изменилась. Но она выжила, чего не произошло со многими другими литературными жанрами и областями. 60-80 процентов книг на прилавках - это фантастика в самых разных проявлениях. Фантастика развивается, играет в нашей жизни заметную роль, и ее надо изучать.

Наше зеркало

-- Как вы бы объяснили тот факт, что научная фантастика не смогла предугадать появление информационных технологий?

-- Художественная литература вообще никогда не способна предсказать будущее с достаточной степенью точности. Фантастика - это наше с вами зеркало, мы в ней видим себя такими, какие мы есть. Человеческий мозг не в состоянии проанализировать всю совокупность факторов и выдать, как суперкомпьютер, все варианты возможного развития событий. Поэтому любое будущее в художественной фантастике условно. Довольно точные попадания были, конечно. Но, знаете, мне одна моя студентка сказала: "Не могу читать Станислава Лема, у него действие происходит в далеком будущем, а герой, когда ему надо записать какую-то мысль, берет в руки карандаш".

-- А как сейчас соотносятся утопия и антиутопия в фантастической литературе?

-- Антиутопий больше. Чаще бывает мрачное будущее, чем светлое. Легко объяснить это современной ситуацией. В 90-е годы мы лишились уверенности не только в будущем, но и в настоящем. Жить стало страшно, человек внезапно стал одиноким. В западной традиции антиутопии изначально преобладали на протяжении всего ХХ столетия. Исторический оптимизм был спецификой нашей социально-философской фантастики. Как и доминирующей идеологии.

-- Способна ли фантастика покрывать дефицит смыслов современного мира?

-- Да, и это, на мой взгляд, генетическая черта фантастики, ее главное достоинство. Фантастика, особенно хорошая, растормаживает человеческое воображение. Она раздвигает границы наших представлений о мире, она нас вырывает из повседневности. Заставляет думать. А хорошая фантастика заставляет думать так же, как образцы лучшей мировой литературы.

-- А где эти зерна смысла?

-- Ну, например, мой любимый фантастический роман - "Свет в окошке" Святослава Логинова. Там герой в первых же строчках романа умирает. И оказывается в мире, в котором все, как у нас. За одним исключением: основная валюта - воспоминания оставшихся в живых о том, кто умер. Если о тебе вспоминают часто, у тебя там много денег. Если вспоминают плохо или вообще не вспоминают, ты распадешься в прах...

Комментарии
Комментариев пока нет