Паллиативные отделения решат проблему необходимого и достаточного отпуска наркотических анальгетиков

В ЮУГМУ состоялась конференция по вопросам паллиативной медицины. Поводом стало открытие в ЧОКОД отделения паллиативной помощи на 10 коек.
Цифры
Согласно официальной статистике, в России каждый год умирает два миллиона человек: 200 тысяч – от внешних причин, 1 миллион 800 тысяч – от заболеваний, среди них 600 тысяч – от онкологической патологии.
В 2013 году в Челябинской области выявлено 14279 новых случаев рака, из них 3122 – на IV стадии. 4733 человека по разным причинам не могут получить радикальное лечение и, следовательно, нуждаются в паллиативной помощи. Всего на учете в Челябинском онкодиспансере состоит 80 тысяч человек, в России – около трех миллионов.
Почему онкологи?
Развертывание паллиативного отделения на базе онкологического диспансера связано с тем, что именно онкологам в свое время пришлось сформировать модель помощи неизлечимым больным. Главная задача паллиативной помощи – улучшение качества жизни таких пациентов. «Это люди, которых мы не можем радикально пролечить, но можем им помочь», - подчеркнул главный онколог области Андрей Важенин.
На Западе эта непростая компетенция возложена на медицинских сестер с высшим образованием, а не на врачей какого-то профиля. Это кажется более целесообразным, поскольку число нуждающихся в «паллиативе» не исчерпывается онкобольными, а включает некоторых ревматологических, неврологических, иммунологических и эндокринологических пациентов. Выживаемость онкологических пациентов с IV стадией от одного дня до 9 месяцев, неонкологических – от одного дня до нескольких лет.
В связи с этим, между паллиативной медициной и медициной рака последней стадии часто ставится знак равенства. Согласно закону, на 1 миллион населения должно быть развернуто 100 паллиативных коек. В Челябинской области проживает около 3,5 миллионов человек, следовательно, в перспективе требуется 350 коек. Пока отделение в ЧОКОД стартует с 10 койками, несколько коек будет развернуто в онкологическом отделении одной из больниц Магнитогорска.
10 миллионов рублей на кровати и прикроватные столики
По словам министра здравоохранения Челябинской области Дмитрия Тарасова, «на все мероприятие» выделено 10 миллионов рублей – довольно значительная цифра с учетом количества коек!
Журналист сайта mediazavod.ru задал вопросы главному онкологу области Андрею Важенину:
- На что конкретно будут потрачены 10 миллионов рублей?
- Они уже потрачены.
- На что?
- Ремонт, оборудование.
- Какое, например, оборудование?
- Ну, оно традиционное: кровати, прикроватные столики… Плюс ремонт, плюс мебель – то есть это было абсолютно пустое, неприспособленное помещение. Был проведен большой ремонт с соответствующими санитарными требованиями.
Как сообщил далее Андрей Важенин, в настоящее время завершается лицензирование, отделение практически готово к приему пациентов.
Дополнительная подготовка врачей проходила на кафедре профессора Новикова в Московском государственном медико-стоматологическом университете им. А.И.Евдокимова. Как рассказал сам Георгий Новиков, приехавший в Челябинск для участия в конференции, в скором будущем планируется введение специальности «врач паллиативной помощи», а также открытие кафедр паллиативной помощи в медицинских вузах России, в том числе, в ЮУГМУ.
«Паллиативная помощь – это, главным образом, лекарственная терапия»
Паллиативная помощь включает лекарственное лечение, малоинвазивные хирургические манипуляции, детоксикацию, общеукрепляющие процедуры, психологическую помощь. Лечение осуществляется по двум направлениям – это терапия боли и коррекция функциональных расстройств. С выделением паллиативной помощи в отдельный вид медицинской помощи, изменился порядок выписывания обезболивающих средств наркотического спектра – он стал гораздо проще.
«Паллиативные отделения имеют другой уровень доступности наркотических анальгетиков, в 50-100 раз больше, чем в отделениях другой специализации. В настоящее время доступность опиатов недостаточна», - сообщил Георгий Новиков.
Как пояснил позже Сергей Рудой, доцент кафедры паллиативной медицины, член Общественного совета по защите прав пациентов по Москве и Московской области, существуют экономические, политические и субъективные барьеры, ограничивающие доступность и эффективность опиоидных анальгетиков:
«Медицина знает больше, чем может помочь. Нам известны патогенетические механизмы, что облегчает подбор препарата, однако не всегда получается применить эти знания на практике. Существует проблема профессиональной опиоидофобии – мы боимся выписывать наркотические анальгетики. С появлением кабинетов паллиативной помощи, эта проблема будет частично решена – врач будет обязан выписывать рецепты на такое количество опиатов, которое пациенту реально нужно».
Федеральные законы Российской Федерации: все, что не запрещено, запрещено!
Вот несколько красноречивых цитат из журнала «Паллиативная медицина и реабилитация», 2013 год:
«Проблема противоболевой лекарственной терапии у смертельно больных людей крайне актуальна и в настоящее время в России не решена. Большая часть этих пациентов не получают адекватной терапии из-за недоступности для них эффективных наркотических лекарственных препаратов, несмотря на их наличие в стране в достаточном количестве».
«В Федеральном законе о наркотических средствах и психотропных веществах и «Стратегии государственной антинаркотической политики» (СГАП) не проводится грань между наркотическими средствами, оборот которых в России запрещен (Список I – героин, метадон и др.), и лекарственными наркотическими и психотропными препаратами, необходимыми больным людям (Списки II и III – морфин, фентанил, трамадол и др.)».
«Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в РФ предусматривает право граждан «на облегчение боли, связанной с заболеванием и/или медицинским вмешательством», но в действительности это право повсеместно нарушается из-за неточности дальнейшей формулировки «…доступными методами и/или лекарственными препаратами». Это позволяет работникам медицинских учреждений избегать назначения наркотических лекарственных препаратов и связанных с ними процедур отчетности и назначать онкологическим пациентам с сильным болевым синдромом «доступные» (ненаркотические) анальгетики, не способные устранить такую боль».
«В «Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2005 года» о таких жизненно необходимых лекарствах, как наркотические анальгетики, не упоминается, а декларируются только общие принципы, в частности, Справедливость и Доступность. Эти принципы в отношении наркотических лекарственных препаратов не работают и не будут реально работать при наличии существующих в настоящее время ФЗ о наркотиках и СГАП».
Остается только заметить, что столь небрежное составление законов вполне понятно – тех, для кого они составляются, через 100 лет на этой территории уже не останется, а те, кто их составляет, в скором будущем счастливо отправятся в Швейцарию, Германию и прочий «цивилизованный мир». Мы же, простые россияне, бедные и не сильнейшие - по Дарвину – обречены на болезненное вымирание - согласно официальной статистике, каждый год по два миллиона человек.
