Челябинский губернатор пойдет на повышение, вопрос - когда
19 октября президент Дмитрий Медведев собрал «своих сторонников». В резиденцию Горки были приглашены 80 человек, среди них главы регионов и муниципалитетов, депутаты, общественные деятели, спортсмены и работники культуры.
Медведев предложил обсудить тему создания так называемого «большого правительства» в рамках дискуссии о новой реформе системы управления в стране. В ходе встречи президент также прямым текстом заявил, что некоторые из присутствующих на встрече войдут и в традиционное правительство. Его после победы Владимира Путина на президентских выборах возглавит Дмитрий Медведев. На этой встрече был и челябинский губернатор Михаил Юревич, что дало повод вновь говорить о его скором перемещении в Москву по административной вертикали.
Третья волна
Это уже третья волна разговоров об отъезде Юревича в столицу. Впервые об этом заговорили вскоре же после его вступления в должность челябинского губернатора. Уж слишком непривычной и неожиданной оказалась фигура Юревича, особенно на фоне Петра Сумина.
Молва нашла одно из объяснений такого выбора в том, что молодому политику и почти олигарху нужен политический трамплин, чтобы выйти на новый для себя уровень. А из Москвы уже и до Лондона рукой подать - понятно же, где обитает реальная российская элита.
Вторая волна слухов о переводе Юревича в Москву (или, скажем корректнее, ближе к столице) возникла в начале нынешнего лета. Откуда и почему взялся новый старый слух, было не совсем ясно. Но он с каждым месяцем креп, и в сентябре вице-губернатору Олегу Грачеву пришлось отреагировать. Он сказал, что Юревич доработает свой срок на месте губернатора до конца, то есть до 2015 года. Грачев намекнул, кто может быть инициатором слухов - «заинтересованные лица в определенных специальных службах».
Однако есть и не столь конспирологическая версия: источником слуха стали близкие к Юревичу люди. Высказано было лишь предположение, основанное якобы на словах самого фигуранта, но уровень аудитории, в которой это было произнесено, придал светскому трепу характер достоверной новости. Разговор этот, как утверждают знатоки кулуаров, случился еще в мае…
Слова же Олега Грачева нужно воспринимать в контексте жанра. Никогда серьезный политик не станет раньше времени подтверждать слухи о своих амбициях.
Есть представление о некоей номенклатурной корректности. Кстати, сам Юревич в свое время категорически отрицал желание стать губернатором, и, разумеется, мало кто этому верил. Кроме того, следует понимать, что обращение вице-губернатора было в первую очередь адресовано местному чиновничеству во избежание эффекта «хромой утки».
И вот, наконец, третья волна. Теперь уже импульс был дан из Москвы. В последнее время Юревич попадает на встречи с Медведевым буквально каждый месяц, иногда и не по разу, и даже, как мы помним, общался с ним тет-а-тет во время проведения военных учений «Центр-2011».
Можно долго гадать, хочет ли сам Юревич срываться с места, где все в общем настроено под него, единственного реального начальника? Существуют ли действительно интересные перспективы для него в Москве? Наконец, ждут ли его там с распростертыми объятиями?
Кадровый голод
Есть смысл рассмотреть объективную сторону дела.
Главным посылом выступление президента Медведева 19 октября можно назвать заявку на продолжение курса: нельзя останавливаться, надо идти вперед. Это своего рода ответ на опасения части общества, что с возвращением Путина на президентское кресло в стране начнется новая эпоха застоя. Тандему (хоть и в новой конфигурации) очень важно подчеркнуть свои отличия от брежневской геронтократии. Курс на смену элит подтвердили списки «Единой России» на выборы в Госдуму. Медведев уже сказал, что коренным образом изменится облик правительства. Президент также посетовал на кадровый голод.
Примечательно, что в число сторонников не были включены представители ИНСОРа Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер, что еще более сужает кадровый резерв Медведева. Если вынести за скобки культурно-спортивную массовку, то станет очень заметно: ряды сторонников, то есть команды Медведева, весьма немногочисленны.
Глав регионов на встрече было шестеро (всего их в РФ 83): мэр Москвы Сергей Собянин, президент Татарстана Рустам Минниханов, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, его коллега из Красноярского края Лев Кузнецов, глава Тульской области Владимир Груздев. И наш Михаил Юревич. К назначению пяти из них на должности причастен лично президент Медведев. Газета «Ведомости», однако, называет только двух нынешних глав регионов в качестве потенциальных членов правительства: Ткачев и Минниханов. Если со вторым не все ясно (недавно назначенному президенту Татарстана есть из чего выбирать), то у губернатора Краснодарского края в следующем году заканчивается очередной срок в должности (Ткачев управляет Кубанью с 2000-го). К тому же у его семьи крупный агробизнес, в общем, серьезный кандидат в Минсельхоз.
Предшественник Кузнецова Александр Хлопонин совсем недавно пошел на повышение: в ранге вице-премьера является полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе, и вряд ли еще один губернатор Красноярского края получит сейчас персональный социальный лифт. Собянин, скорее всего, продолжит решать проблемы Москвы. А Груздев только в августе вступил в должность и сейчас формирует правительство.
Как видим, Юревич в этой компании выглядит вполне реальным кандидатом на место в кабинет министров. Он уже твердо стоит на ногах как губернатор.
В регионе есть изменения, связываемые с его именем. «Дорожная революция» идет во многих областях России, но наши скандалы ни в какое сравнение не идут, например, с Владивостоком. Наконец, как поговаривают, Юревичу помогает сам Владислав Сурков…
Три вызова
Теперь посмотрим, что делается у нас в области. Перед Юревичем стоят три вызова: инвестиции, экология и взаимоотношения с военными. Все эти вопросы - долгоиграющие. Инвестиции труднее всего поддаются административному регулированию. И пока у нашего губернатора, при всем его искреннем желании и опыте в бизнесе, здесь, увы, немного побед. Время летит быстро, оставшиеся три с половиной года - это очень небольшой срок, чтобы сделать регион инвестиционным раем.
Экологическая тема имеет даже конкретную дату. Сенатор от Челябинской области Константин Цыбко (тоже, кстати, участник встречи с Медведевым) заявил недавно, что к 2020 году, когда вступят в действие новые нормы и требования законодательства, грязные предприятия могут быть просто закрыты. Очевидно, губернатору нужно не только пугать, но и как-то помогать собственникам металлургических производств модернизироваться. Серьезная забота. Экологическое реноме Юревичу здорово портит история с городским бором. Идея провести дорогу по берегу Шершневского водохранилища уже стала проектом, как бы горожан ни успокаивали власти. И продвигает проект губернатор.
Наконец, история с крупной авиабазой в городской черте Челябинска. Надо отдать должное Юревичу: здесь он выступил безусловным защитником интересов челябинцев. Скажем, в Воронеже похожая проблема. Жители города активно протестуют против создания в городе еще более крупной авиабазы, а их губернатор Алексей Гордеев бубнит, что область «крайне заинтересована в создании в Воронеже авиабазы такого уровня и масштаба».
Полемизировать с военным ведомством Юревичу не впервой. Но в данном случае губернатор предложил компромиссный вариант - переместить базу на другой аэродром в Троицком районе, вдали от больших городов. Минобороны думает. И, видимо, даже если будет принято такое предложение, быстрого переезда авиаполка не получится.
Таким образом, Михаил Юревич вряд ли успеет к концу губернаторского срока предъявить населению и Москве внятные результаты. Но сам вектор изменений - это уже очень серьезно. Вспомним, что при губернаторе Петре Сумине металлурги у нас находились в статусе кормильцев и благодетелей. Прошло два года, и вице-губернатор объявляет собственников метзаводов фактически преступниками. Похожие претензии, хотя и не в столь категоричной форме, предъявляются и военным.
Решать эти три ключевых вопроса означает для Юревича завязнуть в них надолго. Возможно, даже навсегда. Если тот же Сумин был готов существовать в таких продолжительных циклах, то Юревич по своей органике другой человек. Он, как «ленивый человек» (его слова), ставит стратегические задачи, а вкалывают у него другие люди.
Поэтому идеальным вариантом для Юревича стал бы переход на новый уровень. Очевидно, что он уйдет на повышение в Москву, вопрос - когда.
Главное условие
Впрочем, есть и еще одно условие работы в правительстве для соискателей - результаты, которые покажет тот или иной регион на выборах. Газета «Ведомости» недавно сообщила, что «все регионы поделены на три условные категории: для «слабых» поставлена планка минимум 50% (голосов за «Единую Россию» на выборах), для «средних» - 55-60%, для «сильных» - от 65%». Интересно, что последняя цифра фигурирует в самом скандальном челябинском сюжете этой недели. Во вторник стали известны подробности совещания у сити-менеджера Сергея Давыдова с руководителями челябинских фирм, где он называл желаемый процент «ЕР» на выборах - те же 65%. И, как отмечает один из участников встречи предприниматель Константин Коровин, представители городской власти даже указывали, каким образом нужно организовывать подведомственных избирателей. Тем работникам, кто не поддерживает «ЕР», было рекомендовано устроить рабочий день. А тем, кто все же проголосует за нужную партию, выдать премию. Об этой постыдной истории уже рассказали многие федеральные издания.
Не хуже Мутко
Кем же может быть Михаил Юревич в правительстве Дмитрия Медведева?
Интересно, что наблюдатели дали на этот вопрос неожиданный ответ: Юревич может быть руководителем практически любого министерства, федерального агентства или ведомства. Среди называвшихся чаще всего - Росавтодор, Минрегион и, как ни странно, Минприроды. А если вспомнить характер предпринимательской деятельности Юревича, то теоретически это может быть даже Минсельхоз.
- Логика назначений Кремля или Белого дома очень специфическая, - говорит политический аналитик Александр Мельников. - Явно не является критерием уровень профессионализма.
Пожалуй, главное - иметь сильный лоббистский ресурс. А нужен ли ты конкретно на каком-то участке, можешь ли быть эффективен, все это дело десятое. Вот, например, неужели Юревич выглядит менее достойным кандидатом на пост министра спорта, чем действующий министр Мутко?!
Политолог Александр Подопригора предлагает посмотреть на то, что у Михаила Юревича лучше всего получалось в жизни.
- На мой взгляд, это инвестирование - в широком смысле слова. Причем русское инвестирование. То есть, вообще говоря, довольно рискованный процесс вложения имеющихся ресурсов (личностных, финансовых, командных, силовых, персональных, имиджевых, информационных и прочая) с целью их максимального приращения и монетизации. Вот тут у него пока все получалось почти отлично и, безусловно, эффективно. При этом стоит учесть, что в России с ее неопределенностями, правовым хаосом, враньем статистик, чиновников и бизнесменов, инвестор - это вовсе не Уоррен Баффет, который может положиться на аналитиков и связи. Тут нужно в хорошем смысле слова звериное чутье и инстинкты: во что (или в кого) вложиться по максимуму сегодня, чтобы не пролететь завтра (с учетом того, что именно в России может значить пролететь, если поставишь не на то или не на того). Пока что финансовые, кадровые и политические инвестиции Юревича были успешными.
Александр Подопригора подчеркивает, что смотреть нужно не на профессиональные (в той или иной хозяйственной сфере) умения и склонности челябинского губернатора, а на его человеческие качества, особенности личности, мировоззрения и даже удачливость, которую ему часто приписывают знающие его по бизнес-среде.
- Он чувствует ситуацию, конъюнктуру. Распознает центры и векторы силы. Учитывая то, что он человек в общем-то непубличный и не интеллектуал, то именно распоряжение большими ресурсами - его место. Не знаю, какое это министерство. Скорее, некие большие программы, проекты межведомственного характера с большими деньгами и потребностью отстроить потоки, самые различные. В то же время уверен, что Михаил Юревич - это герой именно сегодняшнего дня России. В прозрачной правовой и политической среде развитого общества такие экземпляры не водятся. В элитах - точно.
Самим нужен?
Остается еще два вопроса. Первый: что лучше будет для самого героя нашего сюжета? Александр Мельников полагает, что Юревич в данный момент находится на своем месте.
- На мой взгляд, сам по себе он далеко не идеальный политик, чиновник, руководитель, менеджер. Но на постах мэра и губернатора его недостатки удачно нивелирует совокупность факторов: наличие сильной команды, относительная суверенность в рамках вертикали, разноплановый фронт деятельности. Любое министерство и ведомство предполагает работу в совершенно других условиях, требует проявления других, не самых сильных качеств Юревича.
Что лучше ему самому? Повторю мысль вице-губернатора Грачева: доработать полностью свой губернаторский срок…
И, наконец, главный, в сущности, вопрос: что будет лучше для жителей Челябинской области?
И вот тут возникает парадоксальная ситуация. Михаил Юревич, прямо скажем, не самый любимый народом губернатор. Его деятельность в этой должности началась с серии скандалов. Люди впервые за долгое время вышли на улицы, чтобы высказать протест против переноса органного зала, затем - против попыток «дорожных революционеров» залезть со своими бизнес-интересами в городской бор. В Челябинской области возник дефицит свободы слова.
Однако со временем произошла некоторая притирка, даже минусы обратились в плюсы. Губернатор Юревич старается не входить в явные конфликты с обществом (в Челябинске на это есть трикстер Давыдов). Опять же есть пусть видимая, но консолидация местных элит. Она произошла на удивление быстро. Но, с другой стороны, сам того не желая, Юревич поспособствовал формированию гражданского общества в регионе. А в противостоянии рождаются сильные…
В уже упомянутых взаимоотношениях с «металлургическими баронами» и военным ведомством Юревич показал себя устойчивым политиком. При некоторых условиях он мог бы стать по-настоящему нужным Челябинской области руководителем. Скажем, за два губернаторских срока Юревич, думается, будет способен и предъявить нам инвесторов, и направить в регион федеральные финансовые потоки, и заметно ограничить заводские выбросы, и перенести военный аэродром. Еще один неожиданный аргумент приводит Александр Мельников:
- Я, как избиратель, также хотел бы, чтобы Юревич остался здесь. Ведь именно он со своими серебряными пулями, осиновым колом и прочими артефактами оберегает область от политических упырей и демонов местного разлива. Уедет - могут повылазить…
Вопрос для обсуждения: как нам оставить Михаила Валериевича в Челябинске?