Следственный комитет возбудил дело по факту крушения самолета в Курганской области

Следственный комитет возбудил дело по факту крушения самолета в Курганской области

В Курганской области разбился бомбардировщик Су-24М, входивший в состав челябинской военной авиационной базы Шагол.

Понедельник, 13 февраля, стал фатальным для личного состава в\ч 69806 (армейское обозначение крупнейшей в Центральном военном округе гвардейской авиабазы). Правда, этот день начинался на высокой ноте - командир части полковник Гостев лично провел экскурсию для хоккеистов челябинского «Трактора», показал технику и оборудование. Особое внимание обратил на средства спасения в нештатных ситуациях. Кто бы мог подумать, что уже через несколько часов эти средства спасут жизнь самому экскурсоводу.

Авария произошла в 90 километрах восточнее Челябинска - в Сафакулевском районе Курганской области. Здесь в поросшей редким лесом заболоченной низине расположен полигон для отработки ракетных и бомбовых ударов.

Сведения, которые предоставляют военные, традиционно скудны, из них можно сделать следующие выводы: в 20.40 по местному времени у бомбардировщика, выполнявшего штатный учебно-тренировочный полет, возникли серьезные неполадки, он стал пикировать. Пилоты - полковник Николай Гостев и подполковник Андрей Ермаков - предприняли меры, чтобы не допустить падения «сушки» на населенный пункт Калмык-Абдрашево и в последний момент катапультировались. Оба летчика живы и уже находятся на родной авиабазе.

Большинство информационных агентств озвучивает версию отказа в воздухе одного из двух двигателей. Чтобы ее проверить, мы связались с офицером авиабазы Шагол. Вот что он ответил на условиях анонимности:

- Это не так. Я хорошо знаком с данным видом самолетов и уверяю вас: Су-24 исключительно надежно ведет себя и с одним движком. Более того, на базе регулярно проводится тренировки по имитации посадки самолета при отказе одного из двигателей. Что касается разговоров о возможной ошибке экипажа, то эти домыслы я тоже отметаю: Гостев - авторитетный пилот, он имеет высшую для военного летчика категорию «Летчик-снайпер», а Ермаков - опытнейший летчик первого класса.

Несмотря на то, что Следственный комитет возбудил дело по факту крушения, военные дают понять: не исключено, что экипаж не только не накажут, а еще и наградят за мужество и хладнокровие. Однако для этого нужны соответствующие выводы специальной комиссии во главе с командующим ВВС ЦВО генералом Севастьяновым - она уже прибыла в Челябинск и приступила к работе.

А пока приходится констатировать: первое за 16 месяцев существования авиабазы серьезное происшествие дало отличный козырь сторонникам переноса воинской части подальше от Челябинска. По иронии судьбы, на 14 февраля было назначено первое заседание суда по иску группы граждан, жалующихся на круглосуточный шум от самолетов. Теперь эти люди могут сетовать не только на рев реактивных двигателей, но и на риск возможного падения 30-тонных бомбардировщиков на жилые кварталы. Риск, заметим вскользь, совсем не иллюзорный.

Производство Су-24 было свернуто еще в 1993 году, следовательно, над головами челябинцев (аэродром Шагол находится в черте мегаполиса) ежедневно барражируют военные самолеты, возраст которых 20-30 лет.

Кстати

- Гвардейская авиабаза первого разряда «Шагол» была образована осенью 2010 года на базе одноименного аэродрома, принадлежавшего расформированному ныне Челябинскому училищу военных штурманов. В составе авиабазы - эскадрилья разведки и две бомбардировочные эскадрильи, укомплектованные фронтовыми бомбардировщиками Су-24М.

- Самолет Су-24 считается одним из самых массовых в истории отечественной военной реактивной авиации. Всего было выпущено 1200 подобных летательных аппаратов, в настоящее время в строю осталось около 400. Главком ВВС генерал Зеленин заявил, что к 2020 году Су-24 будет снят с вооружения, его заменит самолет Су-34.

- Фронтовой бомбардировщик Су-24 зарекомендовал себя как сложный в управлении самолет. В последние годы для него характерна высокая аварийность: с 2000 по 2012 год разбилось 16 Су-24, при этом погибли шесть военных летчиков.

Фото Сергея Сафьянова

VK31226318