Три премии фестиваля театров кукол в Челябинске достались вологодскому театру

Три премии фестиваля театров кукол в Челябинске достались вологодскому театру

Два бессловесных спектакля, в которых известные каждому сюжеты разворачиваются под музыку Бизе и Грига, стали главными радостями челябинского фестиваля театров кукол.

«По-моему, это грабеж», - констатировал эстонский режиссер Рейн Агур. Третий будильник, главный приз фестиваля «Соломенный жаворонок», уходил к «Кармен» - спектаклю вологодского театра кукол «Теремок». Вологжане победили в номинации «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника».

В «Кармен» (премьера состоялась совсем недавно, 5 октября) артисты почти не говорят. Всемирно известная новелла Проспера Мериме рассказана языком музыки, танца и жеста. Бродячая труппа испанских цыган-артистов из подручных материалов - веток, хвороста и цветных тряпок - мастерит кукол. Их телега и корзины превращаются то в ширму, то в кресло, то в арену для боя тореадора с быком. Постановка наполнена визуальными образами-символами, как, например, колесо, открывающее и завершающее спектакль, словно колесо судьбы, предвещающее решающую для влюбленных встречу.

На финальном обсуждении тот же Рейн Агур заметил, что «Кармен» сделана режиссером Борисом Константиновым, художником Виктором Антоновым и балетмейстером Натальей Петровой-Рудой по законам едва ли не коммерческого театра. Яркий визуальный ряд и динамичный внутренний ритм берут зрителя железной хваткой и не отпускают до конца спектакля.

На фестивале работало очень компетентное экспертное жюри в лице старшего преподавателя кафедры русского театра Санкт-Петербургской академии театрального искусства Арины Шепелевой, лауреата Госпремии, художественного руководителя санкт-петербургского театра «Мастерская» Григория Козлова и режиссера, педагога, народного артиста Эстонской ССР Рейна Агура. Каждый день эксперты мягко и бережно обсуждали увиденное, давали невероятно ценные советы. Но лучших определяли не они, точнее, не только они. Каждому из десяти театров-участников было дано по три анкеты и по одной - каждому члену жюри. «Кармен» получила 18, 15 и 12 голосов из возможных 33-х в каждой номинации.

Разумеется, спектакль о роковой испанской цыганке был не единственной радостью на «Соломенном жаворонке».

Многие из голосовавших, в том числе представители экспертного совета, отметили спектакль режиссера Дмитрия Вихрецкого, художника Виктора Чуткова и хореографа Татьяна Григорьянц «Пер Гюнт», привезенный Кемеровским театром кукол имени Аркадия Гайдара. В этой «пластической сюите для актеров с куклами» из живых тел артистов рождается целый мир - горы и ущелья, пещеры и море, дома и корабли. Актеры стали средой существования кукол и одушевили их.

- В этом спектакле человек стал декорацией, а кукла - человеком, - делится впечатлениями Григорий Козлов.

С большой радостью была встречена победа Натальи Балдиной в номинации «Лучшая женская роль». Актриса играет Ольгу Ивановну в спектакле Челябинского театра кукол «Человек в футляре». Будильник за лучшую мужскую роль получил Тимофей Ленских - Санчо Панса и Сганарель в спектакле «Два Дона».

Арина Шепелева констатировала, что из десяти спектаклей, привезенных на фестиваль, не было ни одного провального.

- Таких фестивалей, как «Соломенный жаворонок», где собрались бы только кукольные спектакли для взрослых, в России больше нет, - говорит Арина Александровна. - Идея очень рискованная, потому что взрослые спектакли в кукольных театрах очень разного, порой совсем низкого уровня. У челябинского театра получилось собрать фестиваль, потому что отбор был очень серьезным.

Церемония закрытия прошла в очень теплой атмосфере благодаря ведущему, главному режиссеру Челябинского театра кукол, художественному руководителю «Соломенного жаворонка» Александру Бороку. Анекдоты и каламбуры, шутки и птичьи перья сыпались друг за другом. Лишь одно было сказано официально и совершенно серьезно: следующий «Соломенный жаворонок» будет в 2014-м году.

VK31226318