Разбившийся в Челябинской области СУ-24 перед катастрофой пытался сесть в Шаголе

Разбившийся в Челябинской области СУ-24 перед катастрофой пытался сесть в Шаголе

30 октября в южноуральском небе потерпел крушение фронтовой бомбардировщик Су-24. В текущем году это уже вторая катастрофа такого типа самолетов.

Нынешний год для летчиков гвардейской авиабазы первого разряда Шагол выдался богатым на события. Наряду с приятными (100-летие российских ВВС) были и не очень веселые. Сначала с подачи областных властей началось судебное преследование авиаторов, обвиненных в том, что их самолеты слишком шумят. А 13 февраля в 90 километрах от базового аэродрома прямо в воздухе взорвалась «сушка», в кабине которой находился бывший командир части полковник Николай Гостев. К счастью, обошлось без жертв.

И вот новое ЧП: 30 октября около трех часов дня в Еткульском районе рухнул еще один Су-24.

Согласно официальной версии, самолет как раз собирались отправлять на ремзавод, но в последнем полете у него сорвало носовой обтекатель - конус перед кабиной пилотов, в котором устанавливается радиоэлектронное оборудование. Летчикам пришлось уводить машину в безлюдную местность и катапультироваться. Для обоих офицеров все закончилось благополучно, на земле тоже никто не пострадал.

Это нашему корреспонденту подтвердил и заместитель командира авиачасти Александр Шкребтий:

- Ребятам повезло, руки, ноги, голова - целы. Сейчас они в госпитале, проходят обследование.

- Кто находился в кабине Су-24?

- Командир экипажа - Андрей Зеленцов, штурман - Владимир Федиков. Оба майоры.

- Сообщалось, что перед этим экипаж пытался совершить аварийную посадку…

- Да, они сделали попытку сесть в Шаголе, но без обтекателя это было бы небезопасно. Поэтому решили уходить от города в юго-восточном направлении.

- Почему так долго искали катапультировавшихся пилотов?

- Не согласен, что долго, около двух часов. Координаты падения стали известны сразу, спасательный вертолет вылетел немедленно. Согласно регламенту, на поиск аварийного экипажа отводятся сутки.

- Правда ли, что у машины отказали системы управления?

- Это одна из версий. Окончательно причины аварии установит следствие.

Падение самолета заставило сильно поволноваться еткульцев. Многие в это время были в огородах, но сразу бросили дела и рванули в ту сторону, куда упал Су-24. Семь аналогичных звонков о ЧП поступило в единую диспетчерскую службу Еткульского района. Cамой первой позвонила Вера Иванова, которая находилась в лесу, недалеко от Лебедевки. Диспетчер Григорий Назаров принимал сообщения и передавал их по инстанциям.

Все очевидцы говорят, что видели самолет, взрыв и двух спускающихся парашютистов. Летел он в сторону Челябинска, а упал в поле, по официальной версии, в восьми километрах от Николаевки (местные считают, что ближе) и примерно в пяти-шести километрах от поселка Лесное и трассы Октябрьское - Лебедевка. Машина начала разваливаться прямо в воздухе. Какие-то трубки, фару и прочие детали разметало на несколько километров. Слава богу, никому ничего с высоты не прилетело.

В администрации Каратабанского сельского поселения о ЧП узнали от Петра Каменева: «Вы тут сидите, а там самолет упал, дым над лесом!» Служащие администрации сразу вышли на крыльцо, но сильного дыма уже не было. Действительно, многие жители Каратабана и Лебедевки днем видели, как вдалеке взметнулся в небо высоченный столб огня и гари. Думали, где-то лес горит. Уже вечером из Интернета и благодаря сарафанному радио узнали об аварии. Сразу стал объясним грохот, предшествовавший пожару.

Во вторник около шести часов вечера на месте падения самолета все еще сильно пахло гарью. Однако большого пожара не было. Место крушения было оцеплено, прибыли представители военной прокуратуры, военные и гражданские. Комментариев никто из них не давал. Над Еткулем и окрестными селами кружили вертолеты.

Кстати, в Еткульском районе еще свежа память о падении учебного самолета рядом с детским санаторием «Голубой мыс», произошедшем более 10 лет назад. Тогда на берегу озера Еткуль погибли инструктор и курсанты.

Октябрьское крушение Су-24 стало двенадцатым авиапроисшествием в российских ВВС в нынешнем году. Полеты приписанных к воинской части № 69806 бомбардировщиков приостановлены. Возбуждено дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов).

Геннадий Григорьев, Марина Морозова

VK31226318