За референдум в Челябинске спасибо ФСБ?
Новость о том, что городские власти Челябинска предложили вынести вопрос строительства дороги через городской бор на общегородской референдум, стала главной сенсацией уходящей недели.
О таком варианте защитники бора помышляли лишь в самых смелых мечтах. Это сильное решение власти, и принял его, разумеется, не сити-менеджер Сергей Давыдов. В этом проекте он лишь исполнитель.
В августе 2010 года идею такой дороги обнародовал губернатор Михаил Юревич. Идея сразу вызвала естественное отторжение у челябинцев. В нашем экологически суровом городе рубить лес ради очередной стройки может или сумасшедший, или очень циничный человек. За два с лишним года сформировалось целое общественное движение защитников бора, со своим интеллектуальным и даже, в перспективе, политическим потенциалом, выходом на массовую аудиторию через блоги и опытом проведения уличных акций.
Впрочем, наивно было бы полагать, что только лишь наличие в Челябинске группы активных горожан, даже поддерживаемых населением, стало главной причиной решения о референдуме.
«Когда им трудно, - думал Штирлиц, - они становятся податливыми».
Ослабление позиций губернатора Михаила Юревича с возвращением на президентское кресло Владимира Путина констатировалось политологами давно, но пик процесса (по состоянию на сегодня) случился в момент задержания, а потом ареста министра здравоохранения региона Виталия Тесленко и советника губернатора на общественных началах Ивана Сорокуна, обвиненных в актуальной ныне коррупции. Тема заиграла на федеральных телеканалах. Из ФСБ и полпредства регулярно поступают сигналы о возможном «продолжении банкета».
В этой обстановке команде Юревича опасно иметь тлеющий конфликт, готовый вспыхнуть, как только дорожники начнут рубить сосны. В перспективе нас ждут губернаторские выборы, скорее всего, вернутся и выборы мэра. Потерять город для Михаила Юревича - означало бы серьезное поражение, как в политике, так и в бизнесе.
Интересно, что тема бора стала не единственной, где антикоррупционная активность ФСБ пошла на пользу гражданам. И дело не только в отставках «неэффективных» членов регионального правительства. Недавно было объявлено, например, что анонсируемого ранее повышения цены на хлеб не будет…
Впрочем, заявление сити-менеджера о референдуме не означает, что рубить бор не будут. Некоторые наблюдатели сомневаются даже в том, что сам референдум состоится.
Политолог Александр Подопригора убежден, что судьба дороги через бор будет решаться не на референдуме: «Мы все еще живем в иной модели отношений власти и населения, выборы и референдумы играют здесь декоративную роль оформления уже принятого решения». По его мнению, администрация города хочет выиграть время, за которое определится судьба губернатора Юревича. «Будет у него все хорошо - дорогу проведут хоть с референдумом, хоть без оного. Обрушится режим Юревича - на следующий же день распадется вся конструкция власти в Челябинске, и Давыдову будет не до бора и дорог, уверяю вас».
Есть и чисто юридический аспект. Сити-менеджер не может принимать решение о референдуме - это прерогатива городской думы. И если стратегия местных властей это действительно передышка, то «замотать» референдум чисто юридически можно еще не раз.
«Челябинская городская Дума играет доминирующую роль в данном процессе, так как именно она осуществляет проверку вопроса референдума на соответствие действующему законодательству, - говорит юрист и эколог, руководитель фонда «За природу» Андрей Талевлин. - Кроме того, такую инициативу должны поддержать не менее одной трети депутатского корпуса. В таком случае ситуация вернется к началу, а это значит, что власти обязаны будут провести публичные слушания».
Общественники и экологи опасаются, что на фоне нынешнего воодушевления слушания могут состояться без их участия, пройти тихо, что даст возможность властям впоследствии говорить, что все формальности были исполнены. Именно так, успешно для чиновников, были проведены недавно слушания по планировке транспортной развязки улица Университетская набережная - улица Худякова, на которые загадочным образом не попал ни один из защитников бора и даже никто из журналистов.
Еще одна важная тема - формулировка вопроса, выносимого на референдум. Важно, что спросить, еще важнее - как спросить. И это должно быть предметом публичного обсуждения.
Как известно, выборы начинаются не в день голосования, а много раньше, с возможности избирателей сравнить точки зрения кандидатов. В случае с референдумом - та же история. Всем ясно, что власть контролирует все местные телеканалы и большую часть прессы. Чтобы референдум был честным, необходимо добиться паритетной возможности донести свое мнение как властям, ратующим за строительство, так и его противникам.
Все это не праздные подозрения. Увы, за последние два года городские власти не раз вводили общественность в заблуждение по самым разным вопросам, и чаще всего - относительно планов прокладки трассы через бор.
Предложение С. Давыдова провести референдум стало фактическим признанием того факта, что в течение последних двух лет была планомерная подготовка к строительству дороги через бор. Несмотря на уверения, что существует-де только «идея». К слову, опубликованная на этой неделе карта возможной дороги для защитников бора не стала откровением, они давно уже показывали такую же траекторию.
Экологи поднимали шум в сентябре 2011 года, когда именно эти участки депутаты ЗСО выводили из-под режима охраны, и нынешней весной, когда кто-то начал рубить ту самую просеку под электрокабель, где теперь, по мысли властей, должна идти дорога…
Как ни парадоксально это прозвучит, но с политической точки зрения самым выгодным вариантом для администрации города был бы отрицательный ответ челябинцев на референдуме о дороге через бор. Почему?
Во-первых, это имидж и мощный козырь для выборов: исполнительная власть реально слушает горожан и занимается тем, чем и должна - исполняет их волю.
Во-вторых, новая трасса не убережет город от пробок. Количество машин в городе стремительно растет. С дорогой или без, улица Блюхера в часы пик будет стоять (особенно в случае ДТП). Если дорогу через бор построят, то Сергей Давыдов и его зам по дорожному хозяйству Владимир Алейников будут выглядеть лжецами. А если дороги не будет, то виноватыми назовут самих граждан, которые не послушали «спецов». И в том, и в другом случае проблему пробок в часы пик будут решать каким-то другим способом. И, видимо, уже другие начальники.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве