Фестиваль челябинского Нового художественного театра «CHELоВЕК театра» свалился как снег на голову
Фестиваль челябинского Нового художественного театра «CHELоВЕК театра» свалился как снег на голову. Впервые журналисты услышали о нем на приеме министерства культуры по случаю старого Нового года. Между тем программа уже сформирована.
Значительную помощь в ее составлении оказала НХТ ноябрьская поездка на театральные фестивали «Молдфест» и «Золотой витязь». Поскольку никто из челябинских зрителей там не был, большинство названий будет в диковинку, за исключением разве что НХТ-шных «Бесов» и «Человека-подушки» от приезжающего в Челябинск в шестой (ужас-ужас!) раз нижегородского театра «Зоопарк».
«CHELоВЕК театра» - фестиваль для тех режиссеров, для которых работа с актером является первейшей задачей и для которых театр - это прежде всего искусство актера», - говорится в Положении.
- В последнее время в театральной среде заметно повысился интерес к режиссерскому театру, - констатирует художественный руководитель НХТ, один из главных организаторов фестиваля Евгений Гельфонд. - В таком театре главной составляющей является придуманная режиссером форма. Актеру же отводится роль кусочка мозаики, мазка в палитре целой картины. С нашей точки зрения, актер - то, на чем держится все здание спектакля. Именно мастерство актера, его неповторимая индивидуальность и даже его внутренняя человеческая суть зачастую определяют весь облик спектакля. Так что главная цель нашего фестиваля - повышение профессионального, а самое главное, зрительского интереса к роли актера в театре.
Все фестивальные спектакли - малой формы. Идти они будут в НХТ, «Манекене» и на малой сцене театра драмы имени Наума Орлова.
Открывает фестиваль 25 марта Таджикский государственный молодежный театр спектаклем «Ночь вдали от Родины». Он поставлен по мотивам стихотворений поэта Бозори Собира. В спектакле, повествующем о поиске истины и любви к Родине, задействованы пять артистов. Постановка участвовала в международных фестивалях в Иране и Кыргызстане, фестивале профессиональных театров «Парасту» в Душанбе и фестивале спектаклей малых форм «Молдфест. Рампа. Ру». Место встречи - НХТ, 16.30.
В театре «Манекен» в этот же день в 19.00 играют хэдлайнеры (главные гости) фестиваля - актеры Алексей Девотченко и Петр Семак, по-настоящему значимые в сегодняшней театральной жизни. Антон Маликов - молодой режиссер, еще студент ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца). Его учебные работы проходят с большим резонансом. Спектакль Маликова, который будет показан на фестивале «CHELоВЕК театра», поставлен по пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Девотченко и Семак проникают в глубь хрестоматийного текста под музыку литовца Фаустаса Латенаса.
26 марта в 16.30 в НХТ - спектакль «Нежданный повод для любви» Русского драматического театра Костанайской области. Трехактная пьеса поставлена режиссером Валерием Захарьевым из Санкт-Петербурга, известным своими актерскими работами в российском кино, а также режиссурой в популярном телевизионном сериале «Улицы разбитых фонарей». По словам Захарьева, спектакль по пьесе румынского писателя Михая Себастьяна «Безымянная звезда» - его первая режиссерская работа на театральной сцене. В этой театральной истории, которую разыграли 12 артистов, переплелись юмор, драматический накал страстей, светлая и непоколебимая вера в любовь.
«Танец Дели» - одна из самых востребованных на сегодняшний день пьес как в театре, так и в кинематографе. Первым к нам привез ее кинофестиваль «Полный артхаус». Челябинцы «взяли» «Танец Дели» из рук автора пьесы и кинорежиссера Ивана Вырыпаева. Стоит вспомнить, что фильм Вырыпаева был отмечен жюри прессы и творческих союзов. Нежно любимый «Камератой» новосибирский режиссер Сергей Афанасьев (кто-то еще помнит его «Зеленую зону») поставил «Танец Дели» в 2010 году. 26 марта в 19.00 он будет показан на малой сцене театра драмы имени Наума Орлова.
Критики отмечают, что этот спектакль не похож ни на один из тех, что ставил Афанасьев прежде. Более того, актеры в предложенном режиссером необычном рисунке (концертное исполнение семи одноактных драматических пьес) демонстрируют очень высокий класс.
Третий фестивальный день, 27 марта, начинается спектаклем Вологодского камерного театра «Классика. Ру» режиссера Якова Рубина. Проект создан на основе произведений русских писателей, давно ставших классиками мировой литературы. «Белые ночи» Достоевского, «Воительница» Лескова и фрагменты пушкинского «Евгения Онегина» сплетены в замысловатое кружево азартной театральной игры. В пространстве ночного Петербурга разыгрываются ирреальные сцены из жизни персонажей - женщин и мужчин, охваченных страстным желанием счастья и любви. Начало - в 16.30 на сцене НХТ.
Далее в фестивальной афише - два спектакля по «Преступлению и наказанию» Достоевского. Это, надо полагать, привет из Старой Руссы, где проходит ежегодный камерный фестиваль по произведениям писателя и куда НХТ возил свой лучший спектакль «Бесы».
Профессор Бостонского университета Юрий Кордонский представил свою сценическую версию романа на сцене екатеринбургского театра «Волхонка». Кордонский вывел на сцену нескольких Раскольниковых одновременно. Знаменитый монолог Раскольникова мы услышим в исполнении сразу трех человек, которые должны проявить большое внимание, чтобы работать физически и эмоционально в унисон. Для этого проекта театр специально закупил в Америке шесть суперсовременных профильных прожекторов с регулируемой линзой: свет играет в спектакле одну из главных ролей. Над спектаклем кроме режиссера с американской стороны работали автор сценографии Тина Луиз Джонс и автор идеи костюмов Лесли Вайнберг. Русско-американское «Преступление и наказание» можно увидеть 27 марта в 19.00 на малой сцене театра имени Н. Орлова.
В тот же день в НХТ в 21.30 (серьезное испытание для «жаворонков» и для жителей городских окраин) свою версию романа Достоевского представляет сербский театр «Добрица Милутинович». Режиссер Драган Йовичич-Йович назвал свой спектакль «Раскол Родиона Романовича». Он переплел в своей небольшой постановке кошмарные видения Раскольникова (Владимир Балащак), которому мерещатся то Алена Ивановна, то Соня, то Порфирий, то еще кто-то или что-то. Все эти мистические и бредовые образы создаст актриса Елена Янкович. В финале она окончательно превратится в Соню Мармеладову. Спектакль идет на незнакомом сербском языке, полон мистических звуков и загадочных действий героев.
День 28 марта полностью отдан на откуп хозяевам фестиваля. Новый художественный театр показывает спектакль «Ф. Достоевский. «Бесы». «Сценические опыты» имеют три части. Начнутся в 14.30, а закончатся хорошо если не за полночь. Впрочем, каждая часть самодостаточна, прикоснуться к великому можно, посмотрев один или два опыта. «В спектакле челябинского театра невероятная искренность актеров, а также тонкость и простота режиссерского решения создали атмосферу настоящей трагедии», - пишет рецензент журнала «Страстной бульвар». - В самом принципе построения спектакля и в режиссерском решении можно найти элементы античной трагедии».
Последний фестивальный день открывает московский Новый драматический театр спектаклем «Настасья Филипповна». И снова привет Достоевскому. Двое героев романа «Идиот», князь Лев Николаевич Мышкин и Парфен Рогожин, в ночь после убийства Настасьи Филипповны пытаются понять, какой же на самом деле была эта загадочная женщина, не дающая покоя людям, окружавшим ее при жизни. Как случилось, что человек, так страстно любивший ее, ее же и погубил? Это спектакль-импровизация, в котором актеры используют всякий раз разные фрагменты романа, чтобы разгадать тайну Настасьи Филипповны. Каждый показ спектакля неповторим. В основе лежит идея Анджея Вайды, который поставил спектакль, где события романа «Идиот» излагались от лица Мышкина и Рогожина. Взяв идею Вайды, режиссер Вячеслав Долгачев создал свою оригинальную версию. 29 марта, малая сцена театра имени Наума Орлова, 16.30.
Завершает фестиваль нижегородский театр «Зоопарк» спектаклем «Человек-подушка» по пьесе Мартина МакДонаха. Начало в 19 часов в НХТ.
На фестивале «CHELоВЕК театра» будет работать жюри критиков, в которое войдут Нина Шалимова (Москва), Нина Мазур (Германия), Татьяна Котович (Беларусь), Владимир Спешков (Челябинск). Будут ежедневные разборы спектаклей и актерский клуб.