Юревич 2.0
Каким будет челябинский губернатор в следующие два года?
На уходящей неделе были названы имена вице-премьеров в новом правительстве Челябинской области, которое теперь возглавляет Сергей Комяков. К июню мы узнаем поименно состав кабмина. Губернатор Михаил Юревич, как говорят наблюдатели, теперь займется «исключительно политикой». Что это будет за политика, и что это будет за политик?
Возможности и риски
Внятных комментариев, почему новая структура региональной власти лучше прежней, по сути, не было. Возможно, потому что смысл такого разделения мало кто понимает. В первом приближении это похоже на слепок с образа федеральной власти. Правда, вряд ли можно теперь считать губернатора чем-то вроде президента для Челябинской области. Хотя бы потому что он, в отличие от президента России, не имеет в подчинении силовые структуры, весьма влиятельные, если судить по недавним событиям, в том числе, и на Южном Урале.
Поэтому просто перечислим основные эффекты новой для нас модели. Более четкое разделение полномочий внутри региональной власти. Отдельные решения будут приниматься оперативнее. Председатель правительства обладает правом законодательной инициативы в ЗСО. Губернатор освобождается от бумажной рутины. У него есть больше времени для лоббистской деятельности в Москве.
Появляются и новые политические возможности. Для Юревича это шанс технично заменить неэффективных или проблемных управленцев. Он может вывести себя из-под удара в случае каких-то проблем. Стать «над схваткой» и иметь возможность критиковать областную исполнительную власть. Раньше это выглядело бы странно.
У новой модели есть и риски. Разделение полномочий подразумевает известное ослабление власти Михаила Юревича. Потенциально могут появиться группы и кланы внутри кабмина. Усиливается Сергей Комяков как политическая фигура.
Три задачи Юревича
Список уже назначенных вице-премьеров говорит о том, что каких-то сущностных изменений в исполнительной власти региона не произойдет. Примечательно назначение «новичка» (впрочем, с солидным бэкграундом) Сергея Шаля на позицию куратора самых напряженных участков - инфраструктуры, строительства и дорог. Поговаривают о возвращении Алексея Овакимяна и уходе Елены Мурзиной, изъятии из названия «экологического» министерства слово «радиационной», создании отдельного управления по туризму - но все это по большому счету детали.
Гораздо интереснее, каким губернатором будет Михаил Юревич в следующие два года?
Можно констатировать, что риск быть снятым с должности досрочно теперь невелик. И чем меньше времени остается до единого дня голосования, тем сильнее позиции Юревича. Федеральному центру никак не выгодно менять главу региона в преддверии экономической рецессии, создавая политические бурления в регионе (а любые выборы делают это автоматически).
Теперь у Юревича есть три актуальные политические задачи. Первая - выполнение президентских указов. Сюда же отнесем предвыборные обещания Владимира Путина, из которых главное - переселение жителей поселка Роза. Вторая задача - поиск новых союзников наверху. И третья - недопущение социальных и клановых конфликтов.
Эффект Розы
Из схватки с «силовиками» Юревич вышел со значительными политическими и экономическими издержками. Два уголовных дела в отношении соратников губернатора. Увольнение с госслужбы ближайших вице-губернаторов - Олега Грачева и Александра Уфимцева. Сюда же добавим предпоследнее 82-е место (ниже только Курганская область) в рейтинге Минрегиона, составленного по итогам 2012 года («Комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»). Сам рейтинг еще не опубликован, но в конце апреля на сайте Правительства РФ названы лидеры и аутсайдеры списка. И конечно, главная проблема Михаила Юревича - «непутинский».
Уже майские события заставили в очередной раз вспомнить о ней. Президент резко критикует правительство. Потом отправляет в отставку вице-премьера Владислава Суркова, которого молва считала «политическим спонсором» Михаила Юревича.
Впрочем, ослабление его позиций началось еще на пике предвыборной активности кандидата в президенты Владимира Путина. Поручение срочно расселить поселок у края бездны стало неожиданным для региональной власти. Еще тогда мы отмечали, что история с Розой была не просто заданием, но и поводом «напрячь» молодого губернатора.
И очень странно, что эту тему Михаил Валериевич подзапустил.
25 апреля президент проводит «прямую линию», а на следующий день в Интернете появился профессионально сделанный видеоролик, обвиняющий главу Челябинской области фактически в «распиле» выделенных на Розу денег. Тема, которую выбрали анонимные недоброжелатели, самая трепетная - Путин накануне много говорил о приоритетности исполнения подчиненными его предвыборных обещаний. Конечно, пропагандистское кино сильно сгущает краски, но, как оказалось, проблемы с расселением Розы существуют. И вскоре мы увидели Юревича, показательно распекающего своих подчиненных. На совещание были приглашены представители общественности поселка и драматургия мероприятия очень напоминала пресловутое «ручное управление».
Это характерный сюжет. Возможно, теперь таким мы будем видеть Михаила Юревича часто.
«То есть он человек-конфликт…»
Команда челябинского губернатора учится жить в новых для себя условиях. Тем более что учителя хорошие, от народа не прячутся за скайпами, готовы слушать людей и даже критику в свой адрес! Владимир Путин дал наглядный урок, как надо работать руководителям регионов.
Разумеется, это тоже пиар. Но пиар бывает разным. Скажем, предыдущий губернаторский идеолог Олег Грачев мог себе позволить сказать, что владельцев магнитогорских маршруток нужно «давить», а челябинских металлургов за выбросы в атмосферу называл преступниками. Метод Грачева, конечно, был продолжением «излишней прямоты» Юревича.
А потом случилась беспрецедентная информационная война с бывшим главой облсуда, ФСБ и Следственным комитетом. Так в команде Михаила Юревича было принято всегда.
Надо заметить, что во многом агрессивный пиар был и смысловой составляющей этой команды. Своего рода знаменем политики экспансии. Без этого драйва, напора Юревича сложно представить. Это его сильная сторона (как бизнесмена), но одновременно главная проблема (как политика). Ведь помимо «прямохождения» наблюдатели отмечали и другое качество Юревича - способность к развитию. Непонятно, почему за три года губернаторства это качество не было им востребовано?
Последний по времени конфликт вышел наружу совсем недавно. Редакторы городских и районных газет области взбунтовались против коррупционной, по их мнению, схемы распределения дотаций и подали заявление в прокуратуру. Как они говорят, их тоже ломали через колено.
Михаил Юревич начал свою работу в должности губернатора с конфликта вокруг органного зала. А теперь даже заместитель полпреда в УрФО Андрей Колядин дает такую интересную характеристику нашему губернатору (цитата по интернет-газете «Знак»):
«Юревич мне как человек не противен, он мне достаточно симпатичен. Но у него есть качество, которое мне несимпатично. Он в жизни постоянно преодолевает конфликт. Вот акула, чтобы плыть, преодолевает движение воды. … Вот для Юревича, чтобы что-то достигнуть, ему нужно преодолевать препятствия. … Если его нет, оно создается. Создается Вяткин. Если не будет Вяткина, будет еще кто-то, еще кто-то, еще кто-то. И так будет череда. То есть он человек-конфликт».
Холманских вместо Суркова
Мнение полпредства для Юревича сейчас очень важно. Потеряв Суркова, губернатор ищет новых союзников.
С Сурковым, кстати, интересная история. Юревичу нельзя показывать свою слабость, зависимость от бывшего кремлевского куратора. Более того, Сурков теперь опасный балласт. Поэтому через близких команде Юревича политтехнологов вбрасывается версия о разводе и даже вражде!
Екатеринбургский политолог Константин Киселев, кажется, опережая события, утверждает: «М. Юревич сумел выстроить лоббистские схемы, которые не были завязаны на В. Суркова, но предполагали связи с альтернативными кремлевскими башнями». Его челябинский коллега Андрей Лавров еще более откровенен: «Злые языки считают возможным заказчиком антиюревичевской кампании в СМИ, самым ярким примером которой являются ролики по итогам правления и поселку Роза, того самого Сурка. А что, вполне правдоподобно. Терки и обида между ними вроде есть».
И, как говорится, ничего личного.
Традиционно полпредство не принималось региональными элитами всерьез. А сколько скепсиса было вылито после назначения представителем президента в УрФО посланца «Уралвагонзавода» Игоря Холманских. Но сегодня полпредство - годная площадка для репрезентации губернатора Юревича.
Тем более на фоне трений между полпредством и главой Свердловской области Евгением Куйвашевым, который к тому же конфликтует с администрацией Екатеринбурга. А впереди у того «зона турбулентности» - муниципальные выборы. В Челябинской области выборная полоса относительно нескоро, и ближайший год дает Юревичу шанс показать себя на фоне Куйвашева «хорошистом».
В полпредстве, кстати, Юревичу благоволят. В окружении Игоря Холманских нам подтвердили, что у нашего губернатора неплохие шансы пойти на второй срок. «Вовлеченность в процесс не позволяет многим в Челябинской области видеть явные достоинства Юревича, - сказал наш источник. - Если Юревич сохранит поддержку населения хотя бы на нынешнем уровне, он может рассчитывать на успех».
К кризису готовы?
Рейтинги, которые опубликовали некоторое время назад прогубернаторские СМИ, показывают действительно значительную поддержку населением Юревича. Даже если считать, что екатеринбургские социологи решили сделать ему приятное, а народ, как выразился политолог Александр Подопригора, голосует не за Юревича, а «за кресло».
Более того, если уж совсем верить таким исследованиям, ему впору искать «спойлера» - декоративного противника. Причем он должен хотя бы выглядеть достойно. Выбор тут невелик, более всего шансы стать таким спарринг-партнером имеет депутат Госдумы «справедливоросс» Валерий Гартунг.
Однако главной проблемой Юревича могут стать не выборы, а резко сгустившаяся социальная напряженность в регионе. Из-за возврата региональной части налога на прибыль металлургия практически ничего не дает областной казне. Животноводство, еще недавно считавшееся точкой роста, в связи со вступлением в ВТО может испытать сильный стресс.
Призрак очередного кризиса бродит по Европе и вот-вот может перекинуться на Россию. Уж если сам Путин говорит об этом, то дело серьезно. Некоторые аналитики считают, что начнется уже осенью. Тут, правда, надо оговориться, что прошлой осенью кризис тоже ждали. Важнее другое. Потенциальный кризис уже стал фактором внутренней политики. Тот факт, что руководство страны сделало ставку на силовиков, а не на «рыночников» (бизнес, в конце концов, рискует только долей прибыли), возможно, сигнализирует как раз об этом.
Быть как Путин
Говоря о новой структуре региональной власти, мы не сказали еще об одной ключевой фигуре - Николае Сандакове. Это пока единственный (за исключением представителя губернатора в Москве Павла Назарова) заместитель губернатора. Сандаков будет курировать «идеологию» и внутреннюю политику. И видимо, во многом от него будет зависеть новый политический имидж Михаила Юревича.
Задача непростая. Силу власти быстрее всего показать через конфликт. Что, как мы убедились, эффективно лишь в краткосрочной перспективе. Гораздо труднее строить политику через поиск валентностей. Собственно, как это все 13 лет делает Владимир Путин. Между тем другого пути у Михаила Юревича сегодня нет.
Региональному сообществу со своей стороны важно осознать, что слабый губернатор нам невыгоден. Это не тот, кто может привлечь в регион федеральные деньги и частные инвестиции, решить проблемы экологии, создать положительный имидж нашей области, избавить от летающих над головами бомбардировщиков или заступиться за директора лицея…