Молдавский узел

Молдавский узел

События в Кишиневе глазами очевидца.

Иду по развороченной мостовой Кишинева, а в голове как-то сами собой, в такт шагам, выстукивают известные строки С. Маршака:

Мятеж не может кончиться удачей –

В противном случае его зовут иначе.

Да, революции у молдавской оппозиции не получилось. Хотя ей уже и красивое название придумали – «сиреневая»: в Кишиневе время сиреневой пены. Некоторые, впрочем, говорят «зеленая революция» или даже «дубовая» - имея ввиду эмблему (зеленый дуб) самой скандальной партии нынешних событий – либерально-демократической, которую возглавляет неугомонный Владимир Филат, или как его тут зовут - Влад Филат.

Но не получилось… Вот уже и стекла, в том числе и бутылочные осколки, подмели, камни, бумагу, развороченную и опаленную мебель, пластиковые бутылки, какие-то коробки – вывезли, несколько десятков грузовиков. Разбитые окна здания парламента и президентуры помаленьку начали стеклить. Однако следы все еще остаются.

Выломаны бордюры тротуара. Их во время погрома дробили на куски взрослые дяди и складывали в аккуратные кучки, а потом пацаны подходили, брали и швыряли ими в полицейских, в окна, в пожарных, приехавших тушить запылавший парламент. «Разделение труда» просматривалось четко: оппозиция поставила на молодежь, даже на несовершеннолетних. Буйствовали в основном 15-19-летние юнцы, их слетелось более 20 тысяч, а взрослые ими спокойно и хладнокровно управляли. В эти дни в Кишиневе родилась политическая педофилия – метода действий, позаимствованная оппозицией у уголовников. Эта деталь имела существенное значение и во многом определила характер событий и взаимоотношение сторон конфликта.

…Центр молдавской столицы почти уже приведен в порядок. Но следы остаются всегда. На лице города и в душах этих пьяных, обкуренных подростков. Следы совершенно безобразного вандализма, мародерства и насилия.

Вот тут, на ступеньках горевшего разграбленного парламента той безумной ночью работал мини-рынок. За пару долларов можно было купить компьютер, колонки, телефон, ковер, стул-вертушку – все, что не сгорело, что могла утащить пара рук из горящего здания парламента.

Потом они устали. Они всю ночь бегали по креслам и столам парламента, президентуры, куда раньше допускались только чинные государственные мужи при галстуках. А тут в кроссовках, с бутылкой пива – и на стол президента. А вот и его портрет, так я его щас – об колено, хрясь! Вот я какой крутой!

Все это в мировой истории уже было. В сапогах - и на кровать царицы. Даешь красного петуха в барскую усадьбу! И т.п.

Бунт, мятеж, путч, попытка государственного переворота. Но никак не революция.

На исходе ночи им стало так стыдно и гадко, что пара холостых очередей в воздух разогнала эту, казалось бы, еще час назад неуправляемую и непобедимую орду.

«Влад Филат, Серафим Урекян и Михай Гимпу вывели на площадь не своих сторонников, а детей, школьников и лицеистов, которым просто охота погулять и пошуметь, - скажет потом президент Молдавии Владимир Воронин.- Нельзя объявлять войну собственным детям! А потому мы приняли решение - уступить им на один день все то, что столь для них вожделенно - кабинеты президента, спикера парламента, зал парламентских заседаний, наши телефоны и оргтехнику. Мы приняли решение уступить им все то, на чем у них заканчиваются представления о государственной власти! И что же? Их путч тут же захлебнулся в собственных нечистотах…»

Потом они станут «отмываться», сваливать ответственность друг на друга. Лидеры молодежных группировок сошлются на приглашение оппозиционных партий, но молодые вожди вовсе не собираются отвечать за действие всей толпы, им бы со своими сторонниками справиться, а это не более тысячи человек, большим количеством они просто и управлять-то не умеют. Лидер занявшей второе место в парламентских выборах Либеральной партии Михай Гимпу сослался на свои слова сразу после выборов, что, мол, раз народ сделал свой выбор, то что же нам, оппозиции, бунтовать. Лидер либерал-демократов Влад Филат (только эта партия имела официальное разрешение на митинг) заявил, что приглашал сторонников совсем в другое место. Аутсайдер выборов Альянс «Наша Молдова» вообще, якобы, своих партийцев на чужой митинг не приглашал, а лидер Альянса Серафим Урекян, экс-мэр Кишинева, был тут как частное лицо. И вообще, мол, никакого отношения к политике действия молодежи не имеют, просто традиционный конфликт поколений, «отцы и дети», так сказать. И т.д.

А поутру они проснулись

На следующий день подростки еще немного пошумели, посвистели, пособирались в кучки, попили пивка, помахали флагами Румынии, какие-то незначительные группировки вели арьергардные стычки с полицией, в основном, путем бросания пластиковых бутылок – и все.

На большее толпа была уже не способна. Ее внутренняя энергия была направлена не столько на протестную активность, на выражение требований и претензий по результатам выборов в парламент, сколько на призывы к самим себе оставаться в рамках ненасильственных действий. К вечеру подростки разошлись по своим обычным местам времяпрепровождения - по барам, скверам, дискотекам, подворотням, квартирам.

Их идейных вдохновителей и руководителей из оппозиционных партий заставила взять тайм-аут и задуматься твердая позиция, занятая руководством республики после «ночи безумия» погромщиков, произнесенное президентом В.Ворониным предупреждение, что попытки повторения насилия и грабежей будут подавлены силой. «Если так называемая оппозиция еще не насытилась кровью своих граждан, если у нее еще сохранился аппетит на человеческие жертвы, если она не вернется в демократическое русло в ближайшие часы, то возмездие будет адекватным. Других предупреждений не будет», - заявил он.

Оппозиция увидела также, что ее действия не поддерживает народ Молдавии. Хотя об этом ей должно было быть ясно уже по итогам выборов 5 апреля: все три прошедшие в парламент оппозиционные партии вместе набрали чуть больше половины того, что взяла одна партия коммунистов Молдавии. На митингах, состоявшихся в Кагуле, Бельцах, Комрате, Рышканах и еще более чем в полутора десятках районных центрах по всей Молдавии, принимались резолюции в поддержку законно избранной власти. Стихийно создававшиеся в столице народные дружины готовы были придти и приходили на помощь властям.

Охладило погромщиков и единодушие мировой общественности, выступившей, с одной стороны, в поддержку итогов состоявшихся выборов, а с другой - против насильственного характера действий оппозиции. И заявление Госдумы России, и однозначные высказывания высокопоставленных представителей ООН, Совета Европы, ОБСЕ не оставляли сомнения в международной изоляции погромщиков. Даже из США прозвучало мнение о недопустимости насилия. Даже официальная Румыния призвала к прекращению погромов. В этом ряду разве лишь позиция властей Украины отличалась некоторой своей особенностью. Да, из окружения президента В.Ющенко прозвучали призывы к ненасилию, но только в адрес властей Молдавии. Иначе, мол, ситуация выйдет из-под контроля.

Итог неудавшегося реванша. Полиция задержала 193 человека, среди них несколько несовершеннолетних. Им предъявлено обвинение в мародерстве, хулиганстве, грабежах и разбойных нападениях. В больницы обратилось за медицинской помощью около 400 человек. По последним официальным данным МВД Молдавии, в числе пострадавших оказались 96 полицейских, 43 из которых были госпитализированы, один находится в тяжелом состоянии.

Задержано 118 человек, подозреваемых в организации беспорядков. Однако наиболее крупные воротилы, типа небезызвестного в Молдавии бизнесмена Г. Стати, чья компания «Аском Групп» финансировала несколько политических партий, в том числе и занявшую второе место на выборах Либеральную партию, заблаговременно сбежали за границу. Кое-кого уже задержали в Украине и препроводили на родину. Власти республики пообещали, что всем действиям погромщиков и их вдохновителей будет дана надлежащая оценка в ходе уже заведенных уголовных дел.

Власть сохранила контроль

Наиболее интересная ситуация разворачивается сегодня в молдавском обществе вокруг оценки позиции и действий самих властей Молдавии в ходе драматических событий в Кишиневе.

Потеряла ли власть на некоторый момент контроль над ситуацией или хладнокровно подталкивала события в нужном ей русле? Действительно ли, как утверждают некоторые, полиция «проявила дурость» и не справилась с толпой, или она не вмешивалась, выполняя приказ?

Лидеры оппозиции обвинили власти в своеобразном «поджоге рейхстага». Они клянутся, что и в мыслях не допускали насилия, мародерства и вандализма, что это, мол, делали провокаторы в интересах власти. Что полиция сама пустила погромщиков в здания парламента и администрации президента.

Однако сам ход событий показывает другое. Конечно, оппозиция была настроена на драку, на кровавый конфликт и к неожиданной ненасильственной тактике властей оказалась не готова. Воронин мастерски переиграл своих противников. При этом коммунисты показали себя действительными государственниками, а не временщиками. Они показали пример бережного отношения к людям, даже своим противникам, в минуту, когда, казалось бы, эмоции захлестывают. Отметая все недомолвки, президент В. Воронин четко пояснил: да был приказ не стрелять в условиях, когда применение силы было многократно оправдано и санкционировано законом. «Мы не сделали этого! – сказал президент.- Мы не сделали даже меньшего».

Я согласен с теми, кто считает действия В. Воронина в дни кризиса его триумфом. А победа коммунистов на выборах приобрела после путча оппозиции тот моральный оттенок, который придает ей уже несокрушимую прочность.

Но события в Кишиневе далеко выходят за пределы местного скандала. Они открывают новую страницу в отношениях власти и оппозиции. Показывают всему миру пример того, как должна поступать власть в борьбе с оппозицией. Что никакие стекла, оргтехника, мебеля - вообще, ничто из материальных богатств и никакие политические принципы не стоят даже одной единственной человеческой жизни.

«Пусть мир рушится, но торжествует закон!» - эта старая формула в наши дни выглядит точно хартия для людоедов. Власти Молдавии показали пример и дали начало переосмыслению многих старых догм в отношении допустимости жертв в борьбе с инакомыслием. Отдав на разграбление несмышленым одурманенным юнцам самые святые места государства, не посчитавшись с огромными материальными затратами, которые повлекут их действия, они сохранили им жизнь. Не допустили ни одной жертвы. Никто не погиб. А ведь при любом другом развитии событий жертв было бы огромное количество. Море крови. И что более страшно – была бы проведена непреодолимая граница, раскалывающая нацию, на долгие годы открывающая кровавый фронт непримиримой вражды людей.

В минуту самого трагического ожесточения власти Молдавии не забыли, что будет еще и завтрашний день, что будет то самое завтра, которое для многих оппозиционеров могло бы никогда не наступить, действуй власти «по закону».

В тактическом плане молдавская оппозиция ничего не добилась. ЦИК Молдовы уже официально объявил итоги парламентских выборов. Из 12 принявших участие в борьбе партий и пяти независимых кандидатов, в парламент прошли, преодолев 6-процентный барьер, Партия коммунистов (60 мандатов), Либеральная партия и Либерально–демократическая (по 15 мандатов) и Альянс «Наша Молдова (11 мандатов). Никаких перевыборов и даже пересчета голосов бюллетеней не будет. Теперь только Конституционный суд должен утвердить итоги выборов (так по Конституции Молдавии), и новый парламент заработает, изберет президента и правительство страны.

Хотя коммунисты на этих выборах набрали больше голосов, чем на предыдущих, в 2005 году, им не хватило всего одного мандата, чтобы властвовать «безраздельно». По Конституции, например, президент Молдавии избирается 3/5 голосов депутатов парламента, а это 61 голос, у коммунистов же только 60. Однако они уверены, что без труда найдут недостающий голос у оппозиционеров.

При этом президент В.Воронин (он почти наверняка будет спикером парламента, т.к. отработал два президентских срока и не может в третий раз претендовать на высшую должность) уже объявил, что ни в какие коалиции с оппозиционерами его партия вступать не намерена. Расчет на беспринципность, рыхлость, продажность, наконец, оппозиционных деятелей имеет основания. Уж какой непримиримый махровый антикоммунизм демонстрировала ведущая некогда в Молдавии Христианско-демократическая народная партия, а после прошлых выборов пошла на союз с коммунистами, дав им недостающие тогда 5 голосов (может, потому и осталась за бортом нынешнего парламента, не перешагнула 6-процентный рубеж).

Известен также позорный факт мгновенного распада Альянса «Наша Молдова» после прошлых выборов, когда ее лидер Серафим Урекян не смог даже создать полноценную фракцию – его сподвижники разбежались по другим фракциям. Нынешний кишиневский путч показал, что моральная подложка оппозиции ничуть не окрепла.

Словом, в тактике никаких особых перемен не ожидается. Однако в политической стратегии кишиневский путч произвел достаточно глубокие и серьезные преобразования. Еще больше затянул молдавский узел противоречий и проблем.

Произошел окончательный разрыв с Румынией, которую власти Молдавии обвинили во вмешательстве во внутренние дела. В ходе путча оппозиционеры неоднократно демонстрировали свои прорумынские симпатии. Сбросив флаг Молдавии с парламента и президентуры, они водрузили флаг Румынии, показав, что действуют в интересах Румынии. Власти Молдавии объявили двух высших румынских дипломатов, в том числе, посла Ф. Теодореску,нежелательными персонами и выслали из страны. Усилен контроль границы с Румынией и введен визовый режим для граждан этой страны.

Произошел новый и значительный откат в молдо-приднестровском конфликте. В ближайшее время уже ни о каких переговорах ни в каком формате говорить не приходится. События в Кишиневе дали Тирасполю сильные аргументы в пользу непрочности разговоров об общем государстве, поскольку судьба одного из них, а именно Молдавии, висит на волоске под ножом Румынии. Чтобы подчеркнуть свою позицию, в дни кишиневского кризиса Приднестровье усилило контроль своей границы, привело в повышенную готовность свои пограничные и внутренние войска, батальон специального назначения «Днестр».

Значительное охлаждение к приднестровскому конфликту произошло и на молдавской стороне.

Интрига нынешних выборов (при том, что никто не сомневался в убедительной победе коммунистов) заключалась, во-первых, в том, выиграют ли коммунисты 61 мандат в парламент, а во-вторых, как проголосуют граждане Молдовы, проживающие в Приднестровье. Их там более 200 тысяч. Если участие в выборах приднестровцев будет на более высоком уровне, чем в прошлые годы, значит, коммунисты смогли сдвинуть приднестровский вопрос с мертвой точки. Для приднестровцев были открыты десять специальных избирательных участков по границе с непризнанной республикой. В некоторых местах, например, в пригороде приднестровского города Бендеры – Варнице, открылось два участка вместо одного.

Напечатано было и больше бюллетеней для приднестровцев, чем на прошлых выборах.

А они не пришли. Точнее, пришли всего около четырех тысяч, значительно меньше, чем на прошлых выборах. Один из избирательных участков на спорной территории села Коржева (кстати, родине президента Молдавии В.Воронина) был заблокирован представителями общественных организаций Приднестровья, и выборы там не состоялись. К тому же, приднестровцы отдали голоса не коммунистам, а либерал-демократам. Все это выявило очень неприятный для коммунистов факт, что все их восьмилетние усилия на приднестровском направлении оказались безрезультатными...

…В Кишиневе – весна. «Примэваре» по-молдавски. Что означает – «первое лето». Похоже, оно тут будет жарким.

Лев ЛЕОНОВ

Специально для "Челябинского рабочего"

Mebel-vereya.ru шкафы Верея .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318