На фоне кризиса не снимается команда
ИТОГИ-2009. Главные события политической жизни Южного Урала.
В 2009 году главным политическим событием области стал финансово-экономический кризис. Под его диктовку проходило все: управление регионом, подготовка к выборам в городах и районах (они, как известно, намечены на март 2010 года), выборы главы областного центра, интриги по поводу губернаторского кресла и т.д.
Кризис выявил колоссальную зависимость 3,6 миллиона человек, живущих на Южном Урале, от работы металлургических и машиностроительных предприятий, особенно в моногородах. По информации министерства финансов области, доходы консолидированного бюджета Южного Урала за 11 месяцев 2009 года сократились на 20,5 процента. Поступления в региональную казну уменьшились на 21,5 процента и составили 59 миллиардов 45,6 миллиона рублей. Доходы муниципальных бюджетов сжались на 15,6 процента.
По данным социологов Челябинского института (филиала) Уральской академии госслужбы, у 53,9 процента жителей региона в 2009 году ухудшилось материальное положение.
Губернатору Петру Сумину ценой невероятных усилий, путем создания всевозможных штабов и составления программ, с помощью федеральных финансовых инъекций, удавалось поддерживать
жизнеспособность области. Власти Южного Урала можно отметить уже за то, что им удалось избежать массовых акций протеста. Но, как отмечает политолог Сергей Зырянов, регион в своем развитии подошел к критической точке. За ней либо деградация экономики, если она будет и далее развиваться в индустриальной парадигме, либо выход на новую стратегию постиндустриального развития и применения новых принципов управления.
По оценкам наблюдателей, состав руководителей городов и районов, а также муниципальный депутатский корпус на мартовских выборах 2010 года претерпят серьезные изменения.
Прошедшее в середине года голосование по партийным спискам в селе Хомутинино Увельского района наглядно продемонстрировало неуместность и карикатурность такого подхода к настоящей жизни. Желающих продлевать партийно-политическую вертикаль «до земли» в области больше не нашлось. В других муниципалитетах голосование пройдет по привычной мажоритарной системе.
Учитывая особую значимость Челябинска в политике области, нельзя не отметить, что Михаил Юревич в кризисный год без особых проблем переизбрался на новый срок. Реальной конкуренции ему никто не составил, в том числе бывший глава города Вячеслав Тарасов, который за четыре года никак себя не проявил. Но сохранение кресла оказалось для Михаила Юревича не таким радостным, как в 2005 году - денег в местной казне кот наплакал, а правила ведения городского хозяйства стали более жесткими и прозрачными. Если в начале года потребителю информационной продукции СМИ городских властей и компании «Макфа» были видны интриги команды мэра по поводу губернаторского кресла (весной у Петра Сумина заканчивается очередной срок пребывания в должности), то к концу 2009-го амбиции Юревича заметно поубавились. Похоже, его политтехнологи поняли, что такой соблазнительный ход, как принижение роли губернатора и его команды на фоне кризиса, успеха не приносит. В итоге на пресс-конференции по итогам 2009-го Юревич заявил, что он не рвется руководить областью. Судя по всему, это был не политес. Всякий раз, когда из региональной казны Челябинску выделялись деньги, пресс-служба губернатора акцентировала на этом внимание.
Порой создавалось впечатление, что едва ли не все в городе делается на губернские и федеральные деньги. Естественно, это принижало роль городских руководителей. Неожиданной «скромности» Юревича во многом способствовало и возбуждение уголовного дела по факту выделения земли компании «Макфа» под строительство торгово-развлекательного центра «Родник». Все понимают, что так просто, без согласования в высоких московских кабинетах, расследования, касающиеся членов политсовета «Единой России», не затеваются.
А губернатору Петру Сумину, как бы под ним ни старались расшатать кресло, в конце года удалось укрепить свои позиции. Во время «Прямой линии» с россиянами премьер-министр Владимир Путин дал его работе высокую оценку.