Две горы Иремель (Большой и Малый) - вторые по высоте на Южном Урале
Казалось бы, самая высокая гора - самая популярная, но нет, у всех на устах Иремель. Ямантау отпугивает уже своим названием, а оно переводится как «плохая, злая гора». Плюс к тому ее «накрыли» какие-то секретные службы, попасть на нее - проблема.
Возьмем пять последних тысячелетий, оттолкнемся от аркаимских лет, от ариев, - что произошло с горой Иремель за это время? Кто к ней приходил-пробирался, кто осматривал ее издали, кто на нее поднимался? Сколько раз гора была наименована и переименована? Ничего этого мы не знаем. И узнаем ли…
Что ж, не исключено, что арии, жившие у нас в Стране городов, могли подниматься к северу, например, по реке Урал, по ее притоку Бирся подступиться к Иремелям. Горы и леса тех мест не так и далеко от степей: от Учалов до Иремеля по прямой километров шестьдесят-семьдесят.
Но это требует доказательств, которых - нет…
А Иремель… Ее то и дело пытаются признать «священной», но - не получается. Не сходится одно с другим. По-башкирски «священный» - «изге», из которого никак не склеить «иремель».Конечно, топонимисты не унимаются. Ищут. Взяли тюркское слово «эмэл» - «седло, седловина» и перевели «иремель» как «седло всадника». Гора и седло - сходство есть, но неужели загадочный Иремель только тем и запомнился нашим предкам?
Возьмем пять последних тысячелетий, оттолкнемся от аркаимских лет, от ариев, - что произошло с горой Иремель за это время? Кто к ней приходил-пробирался, кто осматривал ее издали, кто на нее поднимался? Сколько раз гора была наименована и переименована? Ничего этого мы не знаем. И узнаем ли…
Иремель любим. Что неудивительно. Подняться на такую гору - поступок. Впечатления - острые, эмоции - не унять. Все - необычно, неповторимо и незабываемо. Недолго и приписать кое-что любимой горе.Будто в переводе с древнетюркского Иремель означает место, дающее человеку силу, будто эта гора - точка выхода энергии, будто Зороастр оставил на ее вершине сокровенные знания человечества, записанные на золотых пластинках. Известна и версия, что гора Хара (Хукарья) из «Авесты» - не иначе как Иремель.
Что ж, не исключено, что арии, жившие у нас в Стране городов, могли подниматься к северу, например, по реке Урал, по ее притоку Бирся подступиться к Иремелям. Горы и леса тех мест не так и далеко от степей: от Учалов до Иремеля по прямой километров шестьдесят-семьдесят.
Вполне допустимо, что горы произвели на ариев такое сильное впечатление, что они поселили там своих богов. Но разгадку имени они нам не дали. Ситуацию загоняет в тупик и то, что, кроме гор Иремель, на расстоянии 60 километров от них располагаются три реки Иремель - притоки Миасса. Как им приписать «седло всадника»?Горы и реки одного имени может примирить одно: племя, которое здесь кочевало. Например, племя «имел» из табынцев или племя «ермей» из упейцев.
Но это требует доказательств, которых - нет…