Одинокая ель стояла на старом Кировском мосту

Одинокая ель стояла на старом Кировском мосту
Время клипово и память клипова. Новому Кировскому мосту почти двадцать лет - уже или еще? Мало ли это, много ли, но мы уже привыкли к новому мосту и еще не совсем забыли про старый.
А на старом - вспомните - стояла одинокая ель. Ель - на мосту! Над рекой! Странно, но я никак не мог определить место, которое ей когда-то отвели. Все приметы пропали. Только благодаря старым фотографиям я смог прикинуть координаты той ели. А стояла она не над водой, а там, где мост уже упирался в зареченский берег.
Надо признать, что для такой реки, как Миасс, длинный мост не требуется. Во все времена переправу ставили на узком русле. Новый мост может показаться длинным, но это не так. Реке отданы пять арок, а хватило бы и трех. А дальше уже не мост, а так сказать, материк. Мыс зареченского берега.

На всех планах города так и обозначено: мост, а за ним - свободная территория. Торговые площади. Весной их обычно заливало водой, но она схлынывала и на все лето предоставляла городу обширный берег.

Мостовая ель росла как раз там, где кончается собственно мост - за пятой аркой, если считать от филармонии. У нее наверняка была своя история. Жаль, я ее не знаю. Теперь не могу простить себе, что не занялся ее историей в те годы, когда можно было найти людей, которые были свидетелями или даже опекунами той елочки.
То место я хорошо знаю, потому что часто приходил туда. Помню, что для ели был сооружен большой бетонный куб, засыпанный землей. Кто-то (кто?) это придумал, кто-то (кто?) настоял на том, чтобы затратиться на такую «прихоть», кто-то (кто?) принес саженец ели, посадил, поливал, ухаживал, пока деревце не окрепло.
Совершенно свободная, без соседей, ель не очень тянулась кверху, росла раскидисто, и ее ветки-лапы располагались на стволе густо, близко друг к другу. Я пытался подсчитать ее возраст на фотографии - по количеству узлов-мутовок, но они сливаются друг с другом.

Рождение ели, наверное, надо отнести к 60-м годам, ко времени, когда мост ремонтировали, и значит, она простояла на том бойком месте лет сорок. Тысячи людей каждый день проходили мимо одинокой ели, невольно схватывали ее краем памяти и уносили с собой…
В России найдется немного мостов, украшенных елью. А в Челябинске такой мост был. Весь смак именно в том, что это было одно-единственное дерево, круглый год зеленое, нарочито выделенное, выставленное напоказ.
Сокрушаться ли по поводу того, что на новом мосту дереву не нашлось места? Оно понятно, что строителям было не до возни с каким-то зеленым украшением. И мало ли других деревьев, которые мы не защитили…

В любом случае, все уже произошло. Ель была и осталась в нашей памяти. И на том спасибо.
VK31226318