Как правильно рассказать ребенку сказку
Все мы выросли на сказках. Из поколения в поколение бабушки и мамы пересказывают волшебные истории, раскрывают красочные книжки, придумывают новые сюжеты, чтобы потешить своих малышей. Думаю, у многих взрослых самые теплые воспоминания из детства связаны с вечерами, когда, устроившись поближе к родителям, мы слушали сказки, искренне веря в истории про Колобка и побаиваясь Бабу-ягу. Несмотря на то, что у современных детей появилось намного больше игрушек и развлечений, замены сказке нет.
Сказку можно, пожалуй, назвать универсальным инструментом для общения с ребенком. Потому что применяют ее в самых разных ситуациях и с разными целями. Существует даже такая методика - сказкотерапия. Сказка - не только забава для малыша, вариант досуга. Это способ развить в ребенке творческий потенциал и психические процессы, объяснить различные социальные ситуации и нормы. В детских учреждениях сказкотерапию используют сегодня с терапевтическими и коррекционными целями.
- Сказкатеропия, наряду с игротерапией и куклотерапией, входит в состав арт-терапии. Она помогает развить у малыша слуховое восприятие, внимание, память, а также другие процессы, - говорит педагог-психолог челябинского детского сада «Какаду» Яна Родина. - Как диагностическое направление сказку можно использовать, наблюдая за эмоциональной реакцией ребенка на тот или иной сюжет. Если ребенок беспокойный, то, включая его в сказочную ситуацию и получая отклик, можно понять, чем вызвано его поведение. Сказка - один из тех путей, которым легче подойти к ребенку, чтобы воспитать в нем положительные качества, объяснить ситуацию, развить его.
Мышление детей построено на образах, поэтому сказки близки и понятны малышам. Слушая сказку, дети ассоциируют себя с персонажами, проживают их роли, легко воспринимают социальную информацию на подсознательном уровне.
- Считается, что дошкольник воспринимает такой объем информации, что не может переработать его от и до, - говорит педагог-психолог Елена Целых. - Отсюда возникают различные страхи, боязни, капризы. Сказочная действительность воспринимается им легче. В сказке легко выстраивается модель взаимоотношения детей и родителей. Поэтому на примере маленького медвежонка и медведицы можно рассказать о правилах послушания, о безопасности. Это обучающий процесс, и ребенок на примере сказки постепенно привыкает к осознанию социальных норм.
Сказка полезна всем детям без исключения, да и взрослым тоже, считают психологи. Однако с какого возраста ребенок начинает понимать сказку?
Оказывается, что читать малышу мама может, еще только ожидая его появления на свет: ребенку передается информация на эмоциональном уровне.
- Эмоциональное развитие закладывается в самом раннем возрасте. Начинать приобщение к сказке стоит с коротких стишков, прибауток, напевов. Музыкальная информация вообще хорошо воспринимается ребенком и положительно влияет на его развитие. К трем годам можно начинать рассказывать малышу коротенькие истории с небольшим количеством персонажей и простым сюжетом, постепенно усложняя его. На этом этапе ребенок должен научиться различать героев сказки, запомнить, кто такие зайчик, волк. С пяти лет дети уже воспринимают сказку, готовы ее выслушать до конца, понимают заданные в ней роли и их взаимодействие. Прослушивание сказки включает у ребенка процесс внутренней игры. В этом возрасте ребята учатся общаться со сверстниками, играть в ролевые игры, в дочки-матери, например. Полезно и сочинять с детьми сказки самостоятельно, это развивает творческое мышление, креативность. Тогда в школе ребенок будет лучше писать сочинения, учиться, проявит себя как творческая личность. Нужна сказка и школьникам. Она не ограничена возрастом. Даже взрослым помогает посмотреть на ситуацию со стороны, - рассказывает Елена Целых.
Современные родители могут не ограничиваться чтением детям книжек. Продаются и аудиодиски с музыкальными сказками и пьесами, выходят детские мультфильмы, книжки для самых маленьких превратились в игрушки и музыкальные инструменты. Все это замечательно, считают психологи. Но все же лучший вариант познакомить ребенка со сказкой - предварительно прочитать ее самому, а потом с выражением пересказать ребенку, возможно, даже немного переделав под него сюжет.
- Рассказывая сказку, лучше применять разные техники, - советует Яна Родина. - Используйте куклы, музыкальные инструменты, маски, подручные предметы, даже запахи. Сказку можно прорисовывать или устроить домашний театр. Все это развивает наглядно-образное мышление. Можно где-то сказать, что история произошла на самом деле, тогда сказка для ребенка будет нести больший эффект, он сильнее в нее поверит.
- Разные варианты - это хорошо, - согласна с коллегой Елена Целых. - Не забывайте и о театре. Это культурное мероприятие, приобщение ребенка к искусству, вовлечение его в разные сферы деятельности. Наблюдая за актерами, ребенок может перенять какие-то роли, и сам реализует себя как актер, например, на утреннике в детском саду или школе.
Конечно, родителям стоит тщательно выбирать сказки и мультфильмы для своих малышей. Мало пользы, если ребенок часами смотрит мультфильмы про роботов и космические войны.
- Но такие сказки в небольших порциях тоже нужны, - считает Яна Родина. Эти сюжеты помогают развить мужество. Не будет же мальчик смотреть и слушать сказки все время про пчелок да куколок. Самое лучшее для детей это, конечно же, советские мультфильмы, старые добрые сказки, которые несут положительные эмоции. Но пишут и снимают хорошие истории и сейчас. Взять, к примеру, красочные мультфильмы «Маша и медведь» или «Смешарики». Они хорошо нарисованы, добрые, рассказывают о важных вещах. На мой взгляд, на пользу российскому ребенку идут в большей степени те сказки, которые созданы в родной стране. Они больше приближены к сознанию наших детей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве