Большие страсти маленького «Синематографа»
Их спектакли понятны абсолютно всем. А вот между собой директор, худрук и актеры уникального театра слабослышащих не нашли общего языка.
Алексея Знаменского, актера московского театра слабослышащих «Синематографъ», видели многие. Это он исполняет на языке жестов песню Виктора Цоя «Мы ждем перемен», ставшую постскриптумом к фильму Павла Лобана «Пыль». Песня переросла сам фильм и, в отличие от него, стала явлением искусства. О «Синематографе» выходили передачи практически на всех центральных телевизионных каналах, включая «Первый», «Россию», «Культуру». Интерес журналистов объясняется, в первую очередь, спецификой театра. Фактически, это единственный в стране театр глухих, если учесть, что московский Театр мимики и жеста уже давно не выпускает премьер. Кроме того, «Синематографъ» - единственный театр в мире, ставящий спектакли, в равной степени доступные и слышащим, и неслышащим (синхронный перевод становится неотъемлемой частью спектакля).
В Челябинск «Синематографъ» привез три названия. Я посмотрела два из них - «Алису в стране чудес» и «Пошли мне, Господь, второго».
Главную героиню сказки Льюиса Кэррола актриса Анастасия Несчастнова играет фактически на двух языках - жестовом («на жесте», как говорят неслышащие) и русском. Это очень непросто: жест не идентичен произносимым словам. Например, фраза «я не хочу есть» на жесте будет «я хочу есть, нет». Другая сложность состоит в том, что голосовой аппарат у неслышащих людей развит менее, чем у слышащих, ведь они общаются в основном жестами. Им не так-то просто разговаривать даже с одним слышащим собеседником, а как же общаться с целым залом?
- Мне стоило огромных трудов убедить Настю сыграть свою роль голосом, - признается режиссер спектакля Андрей Назаренко. - Она боялась, что ее не будет слышно, что слышащие зрители не воспримут ее тембр. Я сказал, что ее манера говорить прекрасно ложится на образ Алисы. В Екатеринбурге этот спектакль вызвал у глухих шок: они не ожидали, что Настя будет работать и голосом тоже.
Слушая Анастасию, невольно вспоминаешь Риту из фильма «Страна глухих». Тембр голоса у Дины Корзун, конечно, другой, а вот интонации неслышащих актриса передала очень точно. Своеобразие тембра и интонаций покоряет, и уже ловишь себя на том, что реплику Алисы - Анастасии Несчастновой ждешь, а слова остальных персонажей (в спектакле играют и слышащие артисты) воспринимаешь как нечто необязательное.
- А я считаю, что такого «о, экзотика, глухие говорят!» не должно быть, - с достоинством сказала Настя в ответ на мой комплимент. - Все должно быть оправдано художественными задачами. Других «голосовых» ролей пока не хочу, надо сделать паузу. И если уж придется снова заговорить, то только после занятий сценической речью. У нас они были в институте, но навык совершенно потерялся.
Со спектакля «Пошли мне, Господь, второго» в 2006 году начинался «Синематографъ». Два актера и две актрисы танцуют и поют (языком жеста) песни Владимира Высоцкого. Из этих песен режиссер Илья Казанков выстроил историю о поколении, на молодость которого пришлась война. Не все песни сыграны одинаково сильно, местами действие как бы «проваливается», зависает. Но были моменты, ради которых стоило смотреть этот спектакль, и связаны они в первую очередь с Алексеем Знаменским. Создавалось впечатление, что на сцене… сам Владимир Высоцкий, настолько мощной энергетикой обладает немой актер. Мне даже сначала подумалось, что это такой трюк, что Знаменский внешне очень похож на Высоцкого, и из этого сходства родилась идея спектакля. За кулисами увидела: нет, совершенно не похож, и тип лица другой. Алексею сложнее, чем его коллегам: он вообще ничего не слышит, общались мы только через переводчика. К слову, глухота не мешает ему получать второе высшее образование: имея диплом об окончании специализированного института искусств (ГСИИ), он учится во ВГИКе.
Сцена из спектакля «Пошли мне, Господь, второго»
Челябинские гастроли «Синематографа» проходили на сцене ДК Всероссийского общества глухих. К сожалению, гастроли не получили того резонанса, который мог бы быть, если бы актеры играли там где положено - в театре (как это и было в соседнем Екатеринбурге). Театральная публика на незнакомую площадку не пошла, неслышащие тоже особого интереса не проявили. На «Алисе» в зале было человек 15, на второй спектакль людей пришло больше, но все равно зал на две трети пустовал.
- Тихо бешусь от этого зала, - признался режиссер и художественный руководитель Андрей Назаренко. - Мы, конечно, выступали во дворцах культуры, но здесь совсем ничего нет - ни светоаппаратуры, ни одежды сцены. И получается, что мы занимаемся самодеятельностью, а ведь это не так.
Перед отъездом на гастроли Назаренко объявил директору Ирине Кучеренко о своем уходе из театра. Причина - тотальная власть директора и организационные проколы, следующие один за другим. В том, что режиссер отчасти прав, мне пришлось убедиться на собственном опыте. Кучеренко разослала по СМИ анонсы, в которых вообще не указала время начала первого спектакля. Когда я позвонила ей, сказала, что начало в 16:00, оказалось - в 18:00. И ни тени сожаления о чужом потраченном времени.
После второго дня гастролей мы поговорили. Ирина Владимировна рассказала, что театр «Синематограф» она организовала как… бизнес-проект.
- Есть такой бизнес-фестиваль. Пишешь бизнес-проект, и если он побеждает, на его реализацию дают деньги. И я написала бизнес-проект театра, сначала предложила его старшекурсникам ГСИИ, они отказались. А эти ребята согласились. И мы на всероссийском фестивале заняли первое место, правда, денег нам не дали - их в тот год не давали никому. Сначала мы думали создать шоу-театр, сняли клип «Summer nights», он набрал в Youtube полтора миллиона просмотров.
В процессе своего развития «Синематографъ» перешел от жестовой песни к серьезной драматургии. Есть в их репертуаре и «Записки сумасшедшего», и абсурдистская комедия «Вдовы». Правда, на гастроли эти спектакли не повезли («Репертуар составляла директор», - разводит руками худрук Андрей Назаренко).
После ухода Назаренко театр побудет некоторое время в свободном плавании, точнее, с единственным капитаном - директором, пользующейся абсолютным доверием актеров.
- Хотим попробовать европейский театр, - обозначает свою стратегию Ирина Кучеренко. - Больше пластики, трюков, чем разговоров. Европейский театр уходит от разговорного жанра, а для Запада мы интереснее, чем для России.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве