В Челябинске Ульяну Лопаткину приняли неоднозначно
«Балетное гала» Ульяны Лопаткиной на сцене Челябинской оперы оставило неоднозначные впечатления. Виртуозному танцу не хватило добротной режиссуры.
После финального «Гранд па-де-де», мастерски исполненного Ульяной Лопаткиной и Игорем Колбом, зал встал, но не весь. Было несколько человек, которые аплодировали, но сидели - это были наши артисты балета. И мне такая оценка представляется вполне адекватной. Попробуем разобраться, почему.
Если говорить о танце, то тут вряд ли можно что-либо прибавить к многочисленным комплиментам, в разные годы написанным и сказанным в адрес прима-балерины Мариинского театра «легендарной и божественной» Ульяны Лопаткиной. Огромным счастьем для челябинцев было увидеть Лопаткину именно в расцвете сил, на пике творческой формы. Худшие опасения относительно того, что Лопаткина в своем «Балетном гала» танцует всего три номера, не подтвердились. В первом отделении прима станцевала дивную миниатюру у балетного станка «Павлова и Чекетти», «Русский танец» в собственной редакции, оставив на финал «Умирающего лебедя». Второе отделение открывала непривычно целомудренная «Кармен», после чего Лопаткина надолго покинула сцену, предоставив ее своим коллегам - танцовщикам Большого и Мариинского театров. Зрители внимательно ловили каждое слово ведущего Александра Термера за сценой: снова па де-де, снова не Лопаткина. И приветственные аплодисменты становились каждый раз все тише и тише. После столь долгого отсутствия во втором отделении Ульяне Лопаткиной просто необходимо было зажечь зал, пустив в ход «тяжелую артиллерию». «Гранд па-де-де» на музыку Россини (хореография Кристиана Шпука) - это как раз то, что надо. Лопаткина предстает в острохарактерной роли подслеповатой танцовщицы. Игорь Колт хватает свою партнершу за ногу, волочит по полу, отнимает сумочку. Та отчаянно обороняется, держит сумочку в зубах, уползает со сцены на четвереньках, а на финальной поддержке надувает красный шарик. Все это сделано не только с юмором, но и с безупречным вкусом, не дающим танцу из комического превратиться в пошлый.
Технику артистов Большого и Мариинского театров, выходивших на смену Лопаткиной, можно назвать безупречной. Два падения Нины Гольской на па-де-скляфе из «Корсара» говорят скорее о качестве пресловутого нового пола нашего театра, нежели о танце балерины. Но вот выбор номеров оставляет вопросы. Только классика («Корсар», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), и из этой классики взяты только па-де-де. Пары Нина Гольская и Михаил Кочан, Дарья Павленко и Антон Корсаков, Елизавета Крутелева и Михаил Крючков сменяли друг друга, а общая лирическая интонация оставалась одной и той же. И создавалось впечатление, что танцы друзей - это такое затишье между «взрывами» - выходами Ульяны Лопаткиной. Хотя в репертуаре солистки Мариинки Дарьи Павленко уж точно есть интереснейшие балетные номера, которые могли бы составить конкуренцию тому, что показала на сцене Лопаткина.
«Русский танец» Ульяны Лопаткиной
Все эти недостатки могла бы исправить добротная режиссура, которая, вообще говоря, обязательна для любого концерта. Здесь же «режиссура» была направлена только на то, чтобы у зрителя не создалось впечатления, что его обманули, что он заплатил все же несколько больше, чем получил.
Балет - по определению не только танец. Это синтез нескольких искусств, в том числе живописи. Здесь же роль сценографии исполняли слайды, спроецированные на большой экран. Они были хорошо видны только до момента, как танцовщики выходили из-за кулис. Подаваемый на сцену свет перекрывал луч проектора, и слайды блекли, экран становился серым.
Фонограмму вряд ли можно отнести к недостаткам, я думаю, услышать живую музыку никто из зрителей и не ожидал. Существует оркестр нашего оперного театра, у которого практически вся музыка из «Балетного гала», что называется, в пальцах. Но это дополнительные часы репетиций, гонорары музыкантам и прочее. В наше жесткое капиталистическое время такой вариант даже не рассматривается.
Нужны ли Челябинску подобные события? Конечно, нужны, поскольку предоставляют редкую возможность увидеть живьем, а не с экрана телевизора лучших танцовщиков современности. Но люди должны четко себе представлять, на что они идут. Не «Ульяна Лопаткина», а «Звезды русского балета и Ульяна Лопаткина» с обозначением, кто какие номера танцует. И качество привозимого из культурных столиц продукта нужно все же повышать. Челябинский зритель не дурак, он все понимает. Финальные вставания с кресел - это не более чем привычка.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве