Счастье - не результат, а процесс
Анна БЕРСЕНЕВА, автор лирических романов, посетила Челябинск в день его рождения, чтобы представить свои новые книги: «Глашенька» и «Французская жена» из трилогии «Три дочери».
Настоящее имя Анны Берсеневой - Татьяна Сотникова. Ее муж - известный писатель Владимир Сотников. Сама Татьяна Александровна - кандидат филологических наук, доцент Литературного института. Долгое время была критиком и литературоведом, пока в 1995 году не выпустила в свет свой первый роман.
- Как Татьяна Сотникова стала Анной Берсеневой?
- По глупости. Это был 1994-й год. На тот момент я активно занималась литературоведением, а когда задумалась о собственной книге, то у меня появилась опаска, неуверенность в себе: как отреагируют мои студенты? Что скажут коллеги мужа? Так что выбрала первое имя, которое мне пришло в голову в качестве псевдонима. Мне показалось, что это красивое сочетание звуков. Так это имя появилось в выходных данных моих книг. А когда к третьей книге стало ясно, что мои книги не просто эксперимент, что написаны они не халтурно, менять имя было уже поздно. Сейчас мои книги - это огромная и очень важная часть моей жизни, то, чем мне действительно хочется заниматься.
- Вы, помимо того что писатель, еще и преподаватель. Интересуются ли вашим творчеством студенты? Высказывают свои оценки ваших книг?
- Интересуются, расспрашивают, как идут дела. Но отношения в моем вузе строятся на этике пишущих людей. Здесь не принято обсуждать творчество друг друга. Нет, мы соблюдаем субординацию: студенты не обсуждают творчество тех, у кого учатся, чтобы не возникало конфликтов.
- На форумах я встретила сравнение вашего творчества с работами Джейн Остин. И действительно, бытописание, в центре которого эмоции людей, их выбор и моральные искания. Как вам кажется, корректно ли такое сравнение?
- Если кто-то хочет искать сравнения, я вмешиваться не буду. Как-то одна пожилая библиотекарь сказала, что мои книги - это фактически Голсуорси. Конечно, такая оценка приятна, хотя я лично, когда пишу, не ищу себе ориентиры, пишу, как сама чувствую. В те времена, когда начинала писать, люди хотели читать либо детективы, либо любовные романы. Но я любовных романов никогда не читала, так что меня не загоняли в рамки определенного жанра. И потом - что такое этот любовный роман? Про любовь пишут в каждой книге. Мне же хотелось, чтобы мой читатель испытал то, что не мог пережить в своей жизни. Впрочем, если все же нужно обозначить, чье творчество дает мне вдохновение, это Эрих Мария Ремарк. Его интеллигентность без пошлости, умение сильно писать простые истории и описывать честно социальную ситуацию - это те сильные стороны, которые я бы хотела видеть в своем творчестве.
- Я встречала мнение, что ваши герои слишком положительны и потому, возможно, пресны. Такая подборка персонажей - это ваш художественный принцип или они вам наиболее близки?
- Скорее, такие у меня только главные герои. Встречаются и абсолютные гады. Но вы понимаете, я пишу романы (рассказы не получаются), а писать большую книгу про негодяя мне неинтересно. Что же касается пресности положительного героя, то глубина образа зависит только от мастерства писателя. Ведь можно прорисовать положительный персонаж так, что он будет примитивным и неинтересным, как манная каша, а может быть многогранным и глубоким. Кстати, в кино часто не хотят снимать положительных персонажей, потому что просто не умеют.
- Мы заговорили о кино. Нравятся ли вам экранизации ваших книг?
- Кино - это коллективное искусство. Кроме того, российский кинематограф - это отнюдь не Голливуд, а это значит, что у нас стоп-сценария нет, он видоизменяется в процессе съемок, зачастую без согласия автора, только по решению режиссера. Так что в итоге получается фильм, крайне далекий от изначального материала. Однако в момент ознакомления со сценарием съемочная группа (а прочитать текст должны все, от режиссера до гримера) была очень воодушевлена моей работой, а значит, в ней что-то было. Кроме того, мне всегда везло с актерами, которые, как бы ни менялся сценарий, всегда могли выразить глубокие эмоции. И за это я их люблю.
- Если вернуться к теме персонажей, то хотелось бы поговорить о вашей новой книге «Глашенька». В аннотации обозначено, что прототип героини - вы сами. Так какая она, Глашенька?
- Сказать, что я и моя героиня - это одно и то же, означало бы погрешить против истины. В ее истории нет ничего из моей реальной жизни, разве что поездка на виноградники, но и это лишь антураж. Так что меня нельзя называть прототипом этой героини. Однако, пожалуй, нас с ней роднят общие моральные ценности, ее настрой в жизни. Собственно, поэтому издатель в аннотации и обозначил наше «родство», хотя говорить, что я - это Глашенька, нельзя.
- Какая из книг для вас любимая?
- Любимая - та, которую ты пишешь сейчас. А те, которые вышли из-под пера, для меня одинаково любимы.
- Ваша трилогия «Три дочери» и последняя книга из нее - «Французская жена»: расскажите о них, об их изюминке.
- Я хочу надеяться, что эту трилогию будет интересно прочитать. В центре повествования - семейная тематика, и это не случайно: для меня было важно на примере трех сводных сестер показать, что такое стержень характера. Три моих героини - дочери своего отца, который сумел их воспитать совершенно разными, в то же время с общим внутренним содержанием.
Старшая - Татьяна, сильная и твердая, она организует мир вокруг себя, любит это делать и умеет. Средняя Неля - «мотылек», художница, эксцентричная и спонтанная. Младшая Маша - нежная, тонкая. Внешне они очень разные, но стержень у них один. Они не перепутают добро и зло, какие бы сюрпризы ни предлагала жизнь.
Я пишу не так, как кому-то хотелось бы, а так, как хотелось мне написать. Я стараюсь не ориентироваться на публику. Но при этом выхода каждой своей книги ожидаю с трепетом.
- Ваши герои - обычные люди. Они не только живут эмоциями и драмами, но и путешествиями, увлечениями, работой. А чем живет их автор?
- На данный момент я просто люблю жизнь, и мне интересно с людьми. Со всеми по-разному, но интересно. Нравится наблюдать, как живут люди, что волнует их. Мне кажется, это великое счастье - чувствовать вкус жизни. Ведь есть люди, которым смолоду жить неинтересно. Они сами не замечают, как утрачивают потребность в жизни, как Печорин у Лермонтова. Кроме того, я люблю путешествовать, ходить в театр, ездить на дачу… И, конечно, читать. Читать для меня - это образ жизни.
- Какая книга для вас уже как для читателя - любимая?
- Я, видимо, не смогу ответить на этот вопрос определенно. Я просто люблю читать. С возрастом все больше интересуюсь русской классикой. Разве что, пожалуй, всегда предвкушаю особенное удовольствие, когда открываю «Будденброков» Томаса Манна.
- Вы пишете о счастье человеческом. Дайте нашему читателю рецепт счастья.
- Если бы этот рецепт можно было написать… Счастье не выдают в кассе. Это не результат, а процесс. Счастье - это способность его испытывать. И это не каждому дано. Поэтому что бы я ни делала, чем бы ни занималась, я измеряю это простой меркой: не убьет ли это во мне способность испытывать счастье? Ведь без этого не нужны ни деньги, ни выгодное замужество, ни слава. Умение быть счастливым - вот что нужно в себе беречь.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве