Секреты простодушных комедиантов

Секреты простодушных комедиантов

В ходе большого гастрольного турне по городам Сибири и Урала и в рамках Года Италии в России Пикколо Театро ди Милано сыграл на сцене Челябинской драмы спектакль по пьесе Карло Гольдони «Арлекин, слуга двух господ» - образец безупречного мастерства, высокой поэзии, заразительного веселья и сердечной простоты. Всего того, что великий режиссер Джорджо Стрелер называл «театром для людей».

«Спектакль был поставлен Джорджо Стрелером в 1947 году и с течением лет стал визитной карточкой театра Пикколо. Как птица Феникс, возрождающаяся из пепла, этот спектакль бросает вызов мимолетной природе театра…». Нет оснований не доверять этим словам из буклета «Арлекина», репутация спектакля проверена двумя с половиной тысячами представлений, гастролями в 40 странах и бездной рецензентов. Но все же 64 года - возраст, когда пора на покой не только спектаклям. Даже последней, одиннадцатой редакции постановки, которую уже после смерти Джорджо Стрелера осуществили исполнитель роли Арлекина Ферруччо Солери и режиссер Стефано де Лука, уже немало лет. Не говоря уже о том, что синьор Солери признался моей пытливой коллеге Олесе Горюк, что в ноябре ему исполнится 82. И как он будет играть роль, основанную прежде всего на виртуозной пластике?

О мастерстве. Мы увидели труппу, в которой исполнители абсолютно всех ролей (от Арлекина до почти бессловесного, но незабываемого Суфлера Стефано Гуицци) безупречно владеют телом и голосом, невероятно музыкальны и заразительны. Итальянцы развеяли миф о плохой акустике нашей драмы (как видно, она плоха только для плохих актеров). Две влюбленные пары (Беатриче и Флориндо Пии Ланчотти и Серджо Леоне плюс Клариса и Сильвио Анны-Марии Россано и Стефано Онофрио), пара комических отцов (Панталоне Джорджо Бонджованни и доктор Ламбарди Томмазо Миннити), Бригелла Энрико Бонареро, Смеральдина Алессандры Джильи и, конечно, Солери-Арлекин демонстрировали чудеса интонирования, их шепот был внятнее иного крика, а диапазон голосов и техника владения ими таковы, что только ради этого стоило прийти на миланский спектакль. Но помимо актерского мастер-класса «Арлекин» еще дал возможность вживую увидеть всех персонажей комедии дель арте (тех самых, открытки с изображениями которых продаются в любой итальянской лавке) и окунуться в атмосферу простодушного, но поистине великого площадного театра. С маленькой сценой, холщовыми занавесами с венецианскими картинками, театральным пламенем в нарисованном очаге, свечами, маленьким оркестриком и слугами закулисья. Джорджо Стрелер гениально воссоздал эту атмосферу на рубеже первой половины XX века, а его театр хранит ее в веке XXI-м.

Разумеется, нечто антикварное (если угодно - винтажное) в этом зрелище присутствует, что, скорее, достоинство, чем недостаток. А про возраст Ферруччо Солери, чьей сценической жизни в роли Арлекина почти полвека (!), зал вспоминает только во время финальных аплодисментов, когда актер снимает маску и срывает отдельную овацию. Будем благодарны международному театральному фестивалю имени Чехова и всем иным российским и итальянским организациям, подарившим челябинцам эти два вечера с итальянцами. На первом зал оказался досадно неполон, хотя цены на билеты казались вполне щадящими (особенно по сравнению с теми, что ждут на предстоящем «Снежном шоу» Полунина). Причина, думается, одна - отвыкли от хорошего, от настоящего, разочарованы другими эрзац-гастролерами. Но те, кто пришел и провел три с половиной часа в, признаться, страшно холодном зале Челябинской драмы, в итоге были совершенно счастливы. И, кажется, наши миланские гости сумели почувствовать это.

Ферруччо Солери: «Арлекин - это моя работа»

- Расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Кто были ваши родители?

- Отец был слепой, преподавал философию и литературу. Мама была журналисткой, но, когда появились дети, прекратила свою карьеру и стала домохозяйкой. В семье нас было трое, я последний. И сейчас только я остался в живых. Я родился и вырос во Флоренции и жил там до тех пор, пока не переехал работать в Миланский театр Пикколо.

- Вы были театральным мальчиком?

- Известный актер Антонио Гондузи был хорошим другом отца, поэтому детство мое прошло в театре. Но я никогда не думал, что стану актером. Сначала я был уверен, что свяжу жизнь с футболом. Был ведущим бомбардиром, меня даже продали в серию В. На одном из матчей я повредил ногу, сорок дней был в гипсе, а когда гипс сняли, меня посадили на скамейку запасных. Тогда я сказал решительное «нет» футболу. Хотел стать летчиком, прошел медкомиссию, сдал почти все экзамены. В день, когда нужно было писать сочинение, у меня поднялась температура, я чувствовал себя так плохо, что мама отвела меня на экзамен за руку. Не помню, что я написал в этом сочинении, но меня в училище не взяли. Я был настроен пересдавать, но год терять не хотелось. Отец предложил поступить на факультет, который мог бы быть полезен для летного училища. Я поступил на факультет математики и физики. Там у меня появились друзья, с которыми мы создали театральный кружок. Это так увлекло меня, что я напрочь забыл про самолеты.

Наш театр дилетантов не сулил никакой театральной карьеры. Через два года друзья уговорили меня поступить в Театральную академию драматического искусства в Риме. И спустя два месяца после начала занятий учитель Рацио Коста посмотрел на меня и сказал: «Ты Арлекин». «Как такое может быть?» - спрашиваю. Я ведь никогда не был в Венеции, не знаю венецианский диалект. Случилось так, что Стрелер посетил академию, когда в спектакле «Слуга двух господ» еще играл Марчелло Моретти. Мне предложили для маленького американского турне роль дублера.

- А почему Моретти перестал играть Арлекина?

- Умер. (На лице Феруччо удивление, означающее: «А какие еще могут быть причины?» - О.Г.)

.

- Что для вас было самым сложным при подготовке роли Арлекина?

- Маска. Люди не могут видеть мои эмоции на лице, и получается, что их нужно выражать жестами. И еще диалект, который я поначалу не знал.

- А трюки дались вам легко?

- Мне с детства нравился цирк. В девять лет я мог ходить на руках, кувыркаться, делать сальто. Все это мне пригодилось для роли Арлекина.

- Спектакль был показан во многих странах мира. Везде ли удавалось выступать в театрах?

- Играли на виллах, в парках, даже на пляжах. В первом варианте спектакль должен был идти исключительно в театре, а потом декорации были адаптированы для любой площадки.

- Каковы главные черты личности Джорджо Стрелера?

- Он был очень требовательный, его никогда невозможно было удовлетворить. Пытался вытянуть из актеров все, поэтому им казалось, что Стрелер их ненавидит.

- Правда ли, что вы занимаетесь различными техниками?

- По молодости больше практиковался, сейчас стрейчинг по часу и три раза в день бегаю по четыре этажа, чтобы давать нагрузку на легкие и сердце.

- Никогда не было желания сказать «Мне надоело играть этого Арлекина, хватит!».

- Это как если швея скажет: «все, больше не хочу сшить», хирург скажет: «перестаю оперировать». Если человек отказывается от работы, он или умирает с голоду, или у него богатая семья, которая его обеспечивает. Арлекин - это моя работа.

- Как сам Стрелер относился к такому долгому сохранению спектакля? Хотел снять его или оставить в репертуаре?

- Стрелер не мог даже предположить, что спектакль будет столь успешным. «Арлекин» ему периодичеки надоедал, и постановки менялись. Однажды он после очередной постановки даже помолился: «Слава тебе, Господи, это в последний раз!» Но спектакль продолжился, потому что люди идут его смотреть.

- Говорят, еще 20 лет назад Стрелер удивлялся, как вам удается оставаться молодым.

- Да, он однажды сказал: «Как так, ты стареешь, а твой Арлекин молодеет!» А я могу только поблагодарить маму, папу и Бога за то, что они меня создали таким.

Владимир Спешков,
Олеся Горюк

Mebel-hotkovo.ru купить кухню в Хотьково .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318