Новый художественный театр Челябинска открыл сезон премьерой спектакля «Марьино поле»

Новый художественный театр Челябинска открыл сезон премьерой спектакля «Марьино поле»

Пьесу Олега Богаева поставил на сцене НХТ режиссер Евгений Ланцов.

Бродячий театр, сменивший за 19 лет великое множество помещений в Челябинске, наконец-то нашел постоянное пристанище в здании бывшего кинотеатра «Спатрак».

«Нельзя покупать билеты в первые ряды!» - с детства многие помнят эти бескомпромиссные слова мамы, папы, бабушки или того родственника, который взвалил на свои плечи ответственность за культурное воспитание ребенка. Малыш надувает губы, топает ногами и обиженно бурчит под нос, однако, когда, уже будучи взрослым, он все же попадает в первые ряды партера, нередко его ждет разочарование: бросаются в глаза и слишком густой грим, и аляповатая бутафория, и бегающие глаза растерянных актеров, ежели что-то пошло «не по тексту». Побочными неудобствами является и то, что порой весьма проблематично охватить огромную сцену глазами… Да и билеты в первые ряды дороги.

Новый художественный театр решил эти проблемы по-своему: цены противоестественно малы, сцена может уместиться в типовой «сталинке», а стулья зрителей, сидящих в первых рядах, стоят прямо на сцене, и актеры играют на уровне «вытянутой руки», но вопреки ожиданиям, врожденному скепсису и ощущению скованности, которое возникает в первые мгновения действия, такая близость не в силах помешать ни актерам, ни аудитории.

Что же до премьеры спектакля «Марьино поле», которой ознаменовалось открытие нового сезона, то она неискушенного зрителя может повергнуть в пучину глубоких раздумий. Несмотря на то, что жанр обозначен «русской драмой», происходящее более напоминает трагикомедию: хочется смеяться, потом плакать, потом рвать рубашку на груди и, взяв ружье, идти спасать Родину. Вероятно, в этом и заключается суть «русской драмы». Актерскому составу по излюбленной традиции хочется кричать «Не верю!»: не может быть, чтобы ТАК играли в первый раз. Ни намека на сбивчивые монологи, несинхронность игры и остальные огрехи «сырого материала».

«Если с первых репетиций думать о содержании спектакля, он никогда не будет «сырым», - говорит Евгений Гельфонд, художественный руководитель НХТ. - Труппе может быть не столь легко, не все еще может быть отлажено, но если артисты доносят смысл, ниже определенной планки они не упадут. Мы не стараемся ухватить побыстрее современную пьесу и как можно быстрее ее поставить, пока другие не успели - мы создаем авторские спектакли, основываясь на том, «что болит». Мы сочиняем, опираясь на хороший литературный материал. Например, Шукшин идет по всей России, но это другие спектакли, а вот именно эту фантазию, которую сочинил весь наш коллектив, можно увидеть лишь у нас. И когда зрители приходят в НХТ по нескольку раз на один и тот же спектакль, это невероятно приятно.

Сейчас у нас идет работа над сценической фантазией по рассказу Тургенева «Муму». Еще мы ставим ностальгическую комедию Арбузова «В этом милом старом доме», а продолжая наш экспериментальный проект, взялись за Достоевского, Сервантеса и Шекспира».

Примечательно, что артисты трудятся в настоящих «спартанских» условиях: ремонт идет уже не первый год и завершить его не предоставляется возможным раньше, чем к следующему театральному сезону. Пока рабочие, беля стены, трудятся на благо искусства, артисты, движимые той же целью, работают над новым репертуаром.

Ольга МАРКЕЛЧЕВА

VK31226318