Жонглер-эксцентрик Александр Фриш называет себя бриджмайстером
Наш земляк Александр Фриш, заслуженный артист России, знаменитый на весь мир жонглер-эксцентрик, на этот раз приезжал в Челябинск как участник «сНежного шоу» Славы Полунина.
На сцене его было бы трудно отличить от других персонажей. У всех лица закрыты масками, все одеты одинаково. Но в финале один из них выходит на сцену с авоськой, наполненной бутафорским бумажным снегом. И мне понятно, что это Фриш. А почему - об этом в конце материала.
О пользе старых вещей
- Александр, помню вашу фразу из прежних интервью: «У меня квартиры в Москве, Париже и Нью-Йорке, это удобно - не надо чемоданы перевозить».
- Так и есть. Правда, чемоданы я пытаюсь коллекционировать. Специально этим не занимаюсь, они сами ко мне «приходят». Очередной подарил Иосиф Кобзон. 1 сентября я приехал в подмосковный поселок Баковка, где живет мэтр с семьей, чтобы провести праздник для его внучки. Она родилась в Париже, поэтому темой праздника была Франция. В разговоре я случайно рассказал про свою коллекцию. Иосиф Давыдович немедленно извлек с чердака чемодан, некогда принадлежавший Леониду Утесову. Такая красота!
- Что храните вы на своем чердаке?
- У меня его нет, только антресоли. Там много всего. Например, видавшие виды цирковые ботинки, которые моя жена Валери, однажды решив, что с цирком мне пора завязать, повесила в клетку, где когда-то жил попугай, и убрала на антресоль.
Но не так давно мне позвонил мой парижский приятель-киноактер и сказал, что режиссер Манюэль Продаль снимает фильм и ему срочно нужен человек на роль злого клоуна в старом бродячем цирке и чтобы он к тому же мог ездить на моноцикле. Я достал те ботинки, снял с гвоздя свой одноколесный велосипед и отправился в очень интересный маленький город Йер на юге Франции. С удовольствием снялся в этой чудесной сказке о детях и для детей. Потом моноцикл и ботинки вернулись на свои места.
Вот так, порой спустя десятилетия, мы возвращаемся к своим старым вещам. Детским конькам, которые вывели меня на первый лед на стадионе «Шахтер» в маленьком городе Еманжелинске, старым лыжам, скалке, которой наша бабушка раскатывала тесто для вкуснейших пирогов. Это словно возвращение в свое прошлое.
Кстати, и Слава Полунин, интуитивно поддавшись своему настроению, решил вернуться на родину «Сноушоу», в Челябинск, чтобы оттолкнуться от этого «порога» со свежими ощущениями.
Дом для кур и для идей
- Вы давно со Славой знакомы?
- Мы работали параллельно в общих программах: он с «Лицедеями», я с «кирпичиками» и барабанами. Как стартовали в начале 70-х годов по российским городам и весям, так и объехали все страны и континенты. А потом оба стали жителями столицы Франции. Париж открыл двери не только для Бунина, Шаляпина, Нуреева, Барышникова, он продолжает открываться для талантливых людей. Франция очень любит Полунина с его «Сноушоу».
У Славы под Парижем своя планета: мельница, река. Он придумал для своей внучки по имени Мия так называемый Цветной фестиваль «Май, Мия, Труд». Или «Мия, Труд, Май». В его владениях есть место, куда я очень люблю приходить. Это курятник, сооруженный по цирковому принципу. Вязанки наколотых дров выложены, словно манеж, на уровне груди, а внутри живут куры. Дом для куриц в виде огромного белого яйца сделал Антон Адасинский (это ученик Полунина, у которого уже давно есть свой театр «DEREVO», а еще он сыграл главную роль в новом фильме Сокурова «Фауст»).
Курам в этом доме комфортно. А я предложил Славе сделать сетку для воздушного полета - и получится «Куриный полет». Там, на мельнице, в мастерской Полунина можно организовать какой-то курс для молодых.
Сейчас мы со Славой параллельно занимаемся молодежными проектами. Прошлый год был перекрестным годом культур Франции и России. Мы сделали очень интересный обмен между французской цирковой школой «Шалон-Шампань», что в часе езды от Парижа, и студентами из циркового училища Москвы.
Во французской группе - студенты из Мексики, Бразилии, Израиля, Палестины. Такой букет! И я, как когда-то давно, словно попал в международный лагерь «Артек».
Мы каждый вечер делали праздники: праздник мыла, шутовская свадьба. Наши студенты ни слова по-французски или по-английски, те ни слова по-русски. Но через три дня у них появился контакт. Цирковые артисты владеют особым языком, у жонглеров, например, язык «бросай-лови». И получились замечательные совместные французско-российские номера.
- То есть теперь вы ступили на педагогическую стезю?
- Пока не могу так сказать, это всего лишь проект. Но он, надеюсь, продолжится. Буквально три недели назад у меня состоялся разговор на эту тему с Валери Фраттелини из семьи знаменитых братьев-клоунов. Кстати, жена одного из них в свое время посетила в Москве цирковую школу на Пятой улице Ямского поля и потом под Парижем создала подобную. Валери пригласила меня туда на переговоры, хочет, чтобы мы на следующий год продолжить французско-российский обмен студентами.
Я себя называю бриджмайстером. Человеком, который строит мосты. Наверное, это сейчас моя профессия. Педагогический и творческий процесс ты ведешь как бы на двух берегах, а то и на трех. Сейчас к нам готова присоединиться еще и американская цирковая школа.
Настроение в шляпе
- А уральские корни не обрубили?
- Не люблю слово «патриотизм». Но как только мы прилетели в Челябинск и устроились в гостинице, я заказал такси и махнул на родину в Еманжелинск. Ненадолго, минут на пятнадцать. Там мой друг детства Виталий Цветков владеет комбинатом, который делает кирпич из глины поселка Увельский, где родилась моя мама. В Еманжелинск живет мой брат с семьей, там могилы самых близких мне людей. Я посмотрел наш дом, хозяйство, поросят. Времени в обрез, а то бы с удовольствием перебрал картошку.
У нас с земляком, известным баянистом Фридрихом Липсом, есть задумка привезти из Парижа в Еманжелинск аккордеониста Марселя Азала, который аккомпанировал Иву Монтану.
- Хочется поддержать родной город?
- Конечно. Скоро туда приедет знаменитый футболист Криштиану Рональдо. Его невеста Ирина родом оттуда, даже из того же района, что и наша семья. Она ему сказала: «Даю согласие на брак только с условием, что ты прямо в моем отчем доме попросишь моей руки».
У меня и по Челябинску много друзей. С Олегом Митяевым в тесном контакте. Я же лауреат премии «Светлое прошлое». Очень рад, что в будущем январе эту премию получит Валера Ярушин. Когда я уезжал в Челябинск, он приехал в аэропорт пожать руку и передать привет всем землякам.
К сожалению, ушел из жизни прекрасный музыкант и композитор Лев Гуров. Левочка был чудесный человек! Когда-то он жил с родителями в доме на площади Революции. Я был бездомный студент, и его бабушка пустила меня пожить в крохотную комнатку типа кладовки, окно которой выходило на улицу Цвиллинга.
Челябинск, конечно, не Париж, где ничему уже не удивляются. Иду по городу в шляпе, которую меня заставила надеть жена, при этом для тепла натянула на тулью полосатую вязаную шапочку, чтобы я не замерз. Челябинцы смотрят с иронией, видимо думают: «У этого типа не только не все дома, но и соседи уехали». Но мне приятно создавать людям хорошее настроение.
Мой друг Олег Петров, главный художник театра драмы имени Наума Орлова, тоже носит необычную шляпу, которую я ему привез из американского города Кливленда. Ее мне подарил человек из общины амишей.
- Когда Олег принес вам гостинец - уральские яблоки, я заметила, как вы их высыпали из полиэтиленового мешка в авоську.
- Расскажу такую историю. 1987 год. Мы со звездой российского цирка и кино Юрием Владимировичем Никулиным уезжаем в США на гастроли. Цирковые артисты всегда что-то везли, чтобы продать и там жить: электроплитки «Мечта» или мыло. Я как-то пять ковров в Канаду вывез, бросил их в конюшню к лошадям в сено, и они поплыли. И вот я звоню сестре Тане в Еманжелинск и говорю: «Срочно обойди все киоски, включая челябинские, скупи все авоськи и срочно пришли поездом в Москву». Получаю уйму разноцветных авосек, купленных по 35 копеек за штуку, и еду с ними в Нью-Йорк. Там мы давали представление на Брайтоне. Наш ведущий Алекс увидел у меня авоську и говорит:
- Сейчас в Америке борьба с полиэтиленовыми пакетами. Плетеные авоськи очень популярны.
И мы начинаем их успешно продавать по три доллара. На выручку я купил автомобиль «Фольксваген». Несколько авосек подарил кинозвезде Савелию Крамарову, когда он еще жил в Лос-Анджелесе. Потом по предложению Полунина стал выходить с ними в «Сноушоу». Десять лет назад мы подарили мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову полную авоську бумажного снега.
Прошли годы. Сестра Таня уже 20 лет живет в США. У нее в квартире стоит маленький контейнер с моим реквизитом. Приезжаю однажды, а она говорит:
- Оказывается, у тебя тут еще авоськи остались.
Вот как в жизни все связано. Тех, кто их сплел в Копейской женской колонии, уже давно выпустили на свободу. А авоськи три десятилетия спустя вернулись на эту землю. Кстати, и у Никулина в кабинете, как когда-то при нем, за окном висит авоська с чекушкой и сушеной воблой, словно символ прошлой и во многом счастливой жизни. И мне вспоминается фильм с участием еще одного великого клоуна Олега Попова «Солнце в авоське».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве