Златоустовский театр «Омнибус» даёт уроки любви

Златоустовский театр «Омнибус» даёт уроки любви

Под ритмичные мелодии в стиле негритянских и испанских танцев вырастает любовь Маргариты и дикаря.

Требуется учитель

Пульсирующая энергией жизни музыка, на первый взгляд, не совпадает с неспешным действием в начале спектакля «Дикарь», поставленного по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны. Зритель видит тихую дворянскую усадьбу в предгорье. Ее немногочисленные обитатели живут в своем, обособленном мирке. Главный герой здесь - Пабло, 27-летний молодой человек, большую часть времени проводящий вне дома, на природе. Он с младенчества жил с отцом в горах, не учился, не общался с другими людьми. Когда родитель умер, юношу взяли на воспитание тети, две сестры отца.

Пабло нужен наставник, который смог бы изменить его поведение, не соответствующее общепринятому этикету, исправить вольнолюбивый, непокорный нрав, побороть нежелание учиться. Претенденты были, но долго не задерживались. На объявление о домашнем учителе откликается Маргарита - выпускница университета, ничего не знающая о будущем подопечном. По приезде в дом тетушек Пабло ее ожидает сюрприз. Вот тут-то проясняется смысл музыкального оформления: героиню ждут большие испытания…

Интригующее ожидание

Режиссер-постановщик, главный режиссер театра Борис Горбачевский выстроил спектакль в комедийном ключе. Но комедия получилась необычной: философичной, эпической, схожей с библейской притчей.

Заряд смыслового подтекста закладывается с первых сцен. Сестры Матильда и Анхелина, ожидая приезда учительницы, волнуются: останется ли она у них, узнав всю правду об ученике и его родителях? Семейная драма брата, от которого ушла жена, необычность племянника наполнили жизнь родственниц тревожной тайной, скрытыми переживаниями. Тетушки не рассказывали Пабло о причинах бегства в горы и одиночества его отца, а повзрослевшего мальчика-дикаря они не решаются представить любопытствующим соседям. Все это усугубляет их переживания.

В затаенном напряжении пребывают также садовник Эусебье и управляющий Ролдан - дядя Пабло по материнской линии: один из-за сочувствия хозяйкам усадьбы, другой из боязни разоблачения собственных афер. Внутреннее, невысказанное состояние персонажей делает понятным выверенная игра заслуженных артистов России Любови Вишневской, Александра Антонова и Юрия Чулошникова, их многоопытной коллеги, лауреата городской премии «Бенефис» Ольги Зацепиной. Они держат зал в ожидании чего-то потрясающего, необычного. Как от гениального драматурга-мудреца, так и от режиссера-постановщика, апеллирующего к библейским ценностям в рамках авторского театра.

Высокие чувства

Предгрозовая обстановка понемногу разряжается: Маргарита находит в себе силы принять предложение сестер-хозяек, а встреча с Пабло не ввергает ее в шок. Вместе с актрисой Викторией Лещенко умный, проницательный зритель разделяет состояние душевного озарения, радости от соприкосновения с чистой и возвышенной натурой дикаря.

Пабло и Марга, как он ее называет, начинают учиться друг от друга: он - грамоте, наукам, этикету, она - естественности и простоте, свободе проявления чувств, общению на равных с дикой природой. Возникшая между ними влюбленность помогает им стать прилежными учениками и терпеливыми учителями.

Филигранно сыгранный актерами процесс душевного взаимопроникновения делает сцены любви романтичными и трогательными. Берут за душу эпизоды, когда благодаря учительнице и одной из тетушек Пабло узнает о своей матери и начинает испытывать запоздалую сыновнюю любовь (актер Игорь Вершинин заставляет зал прослезиться). Ему становится известна и драма, в свое время разыгравшаяся между родителями. Возвышенные мысли о матери омрачаются открывшейся тайной семейной катастрофы.

Отпор интригану

Угрозу зарождающейся любви между учительницей и учеником создает неожиданно появляющийся Джулио - сын управляющего, некогда учившийся вместе с Маргаритой в университете, бывший ее любовником. Он начинает шантажировать девушку, напоминая, что вытащил ее из публичного дома, требуя за молчание подпись Пабло под фиктивными отчетами об управлении имением нечистого на руку Ролдана. Актер Игорь Иголкин великолепно играет расчетливого интригана, вместе с отцом обкрадывающего двоюродного брата и его тетушек. Ему ничего не стоит ради собственной выгоды и безопасности разрушить отношения влюбленных, их намерение быть вместе.

Но Марга, изживая в себе темное прошлое, находит мужество побороться за свое счастье. Объяснившись с Пабло, она вместе с ним радуется их будущему ребенку и возможной семье. Момент объяснения играется со срывом на крик. Но в чистых сердцах любовь побеждает бурные эмоции, за которыми зритель видит настоящие, необоримые чувства.

Дикое общество

Тему мнимого дикарства Пабло продолжают сцены с гостями на дне рождения молодого хозяина. Профессора антропологии, его жену и дочь (в убедительном исполнении Максима Фаустова, Вероники Небываловой и Катерины Крыгиной), пришедших увидеть «чудо природы», ожидает разочарование. Ученый взялся протестировать Пабло, чтобы доказать деградацию последнего. Его супруга обучает дочь, как соблазнить богатого наследника. Их намерения быстро рушатся. Ибо они встречают человека, значительно превосходящего их в духовном развитии. Ощутив перед ним свою ущербность, впадают в жалкое брюзжание.

Пабло дает волю гневу, который не умаляет его душевной чистоты и благородства. Чтобы нагляднее приземлить представителей урбанизированной псевдокультуры, режиссер вводит мизансцены с бесцеремонным «хаванием» с хозяйского стола и словесной перепалки в виде… корриды, где Пабло уподоблен тореадору, а гости - быкам. Становится ясно: удалившись от природы, утратив духовную связь с ней, люди, несмотря на образованность и изысканность манер, внутренне дичают, отходят от Бога. Против этого и выступил резко Пабло, а с ним - автор пьесы, постановщики и актеры. В тему звучали шаманские ритмы дуэта «Белый острог», помогая отделять истину от плевел.

Мнения зрителей

Марина Тульцева, учитель школы № 25:

- Спектакль внятен для распознания высокой нравственности и скрытого, изощренного зла. И школьники могут понять мотивы, которыми руководствуются герои, приближающиеся к природе и удаляющиеся от нее. Одни думают о ближних, возвышаясь в добре. Другие пекутся о себе, мошенничая, шантажируя, предавая.

Мария Мушкетова, бывшая актриса театра «Омнибус»:

- Сцены любви изумительны. Любовь подлинная начинается не с объятий и поцелуев, а с трогательных прикосновений не тел, даже не рук, а душ. В спектакле такие сцены играются с предельной точностью постановочному заданию. Они захватывают, дают пример молодежи, у которой сегодня очень искаженные представления о любви.

Mebel-lytkarino.ru мебель Лыткарино недорого .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


лапароскопия кошек в Новосибирске
VK31226318