Первый фестиваль «Новая драма в Челябинске» открылся нерядовой премьерой Камерного театра «Утюги» по пьесе Анны Яблонской
А продолжился шестичасовым драматургическим марафоном на малой сцене театра имени Наума Орлова, подготовленным актерами и режиссерами Челябинска, Магнитогорска и Санкт-Петербурга.
В пьесах современных российских драматургов, сыгранных в формате спектаклей-эскизов (читок), были явлены экзистенциальное отчаяние и робкая надежда обитателей сегодняшнего мегаполиса («Танец «Дели» Ивана Вырыпаева), безбашенная литературная игра с попыткой нафантазировать, что сочинил бы Пушкин на сюжет гоголевского «Ревизора», помноженная на несколько хулиганскую версию взаимоотношений двух этих русских классиков («Ярмонка» Владимира Голышева), театральный взгляд на один из главных петербургских мифов и одну из главных фигур в пантеоне русских святых («Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» Вадима Леванова).
Тексты и их прочтение на театре поражали контрастами, давали повод для серьезных раздумий и глубоких эмоций. Раздумья и эмоции порождали споры, которые вспыхивали во время обсуждений, сопровождавших каждый эскиз. Это были хорошие споры, по делу.
Что важно, их вели не только опытные профессионалы (театральные критики Татьяна Тихоновец из Перми, Оксана Кушляева из Санкт-Петербурга, продюсер, руководитель петербургской лаборатории «ON.ТЕАТР» Милена Авимская, режиссеры Виктория Мещанинова, Тимур Насиров, Максим Кальсин, Олег Хапов, Евгений Гельфонд, Михаил Филимонов, актеры и журналисты), но и завтрашние профессионалы театра, а сегодняшние студенты, будущие актеры и режиссеры, во множестве собравшиеся на малой сцене академической драмы.
Все были интересны друг другу, все умели друг друга слышать, что нечасто бывает. Обсуждения вел руководитель Челябинского центра современной драматургии (главный организатор фестиваля при поддержке областного министерства культуры и региональной организации Союза театральных деятелей) Евгений Ланцов.
Он же был режиссером вырыпаевского «Танца «Дели», в котором пять актрис Камерного театра (Марина Гез, Елена Мальцева, Зульфия Акчурина, Татьяна Кучурина, Виктория Бухарина) и актер академической драмы Степан Арефьев «расплавили» несколько головной, по-восточному философичный текст эмоциональным бесстрашием, актерской самоотдачей, высекающей чистейшие и сильные эмоции. Глаз было не оторвать от этих актрис.
«Ярмонку» Владимира Голышева про Пушкина, Гоголя и то, каким мог бы быть «пушкинский» «Ревизор», представили актеры Магнитогорской драмы и режиссер Максим Кальсин, который с января возглавит этот театр.
Бывают странные сближения: как раз в то время, когда на малой сцене драмы магнитогорцы играли квази-«Ревизора», на большой шла генеральная репетиция любительского спектакля по каноническому гоголевскому «Ревизору» с участием челябинских чиновников разного калибра, так сказать, прототипы играли персонажей.
Как прошла премьера у вип-любителей, расскажем завтра, а магнитогорские профессионалы были, как всегда, на высоте. Превратили литературную игру, пьесу для чтения в игру театральную. На глазах у восхищенной публики актер Андрей Майоров сооружал абсолютно театральные бакенбарды - и вот вам, вполне себе Пушкин. А абсолютно театральный парик превращал Бари Салимова в лукавого Гоголя. Условия игры были внятны и увлекательны, а актерский ансамбль почти безупречен.
Нельзя сыграть гения или святого - это, казалось бы, непреложный закон театрального действа.
Но вот если гении в «Ярмонке» были внятно-театрального, хармсовского типа, то святая в эскизе «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» Вадима Леванова не давала ни малейшего повода для иронического стеба. За четыре дня петербургский режиссер Тимур Насиров и актеры Нового художественного театра Челябинска в общем-то сделали полноценный спектакль, глубокий и гармоничный, с изобретательно решенным пространством, безусловной главной героиней (Ксенией была актриса Татьяна Каравайцева) и той самой «свитой» (актерским ансамблем), что и играет короля. Или святую.
Живой театр должен ставить качественную современную драматургию, иначе на подмостках воцаряются имитация и мертвечина (и ведь есть примеры).
Эту истину подтвердил фестивальный марафон, об этом же говорили 6 декабря на фестивальном «круглом столе» в Доме актера. Сегодня же будут сыграны две челябинские премьерные постановки по новой драме: «Чацкий-Камчатский» Анны Яблонской в театре «Манекен» (режиссер Юрий Бобков) и «Марьино поле» Олега Богаева в Новом художественном театре (режиссер Евгений Ланцов). 7 декабря первый фестиваль «Новая драма в Челябинске» закроется премьерой мастерской новой пьесы «Бабы» «Жертва» Александра Молчанова (режиссер Елена Калужских, спектакль будет сыгран на малой сцене академической драмы).
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве