Зураб Церетели: "Я не гений, а прораб"
Народный художник СССР, президент Российской академии художеств Зураб Церетели живет удивительно насыщенной жизнью. Как такое по силам 77-летнему человеку?!
Главная страница его сайта - словно лента информбюро. Громкие, часто международного уровня события с участием самого маэстро происходят почти ежедневно. Он сегодня в Москве, вчера был в Париже, неделей раньше - где-нибудь в глубинке России.
Журналисты пишут: в какое время суток его ни застань, Зураб Константинович всегда бодр и активен. Значит, есть какой-то эликсир, дающий эту энергию? Он открыто отвечает на этот вопрос: мол, тайны нет, им движет интерес к жизни. Неделю назад, открывая в Челябинском выставочном зале Союза художников авторскую выставку «Сердце на палитре», Церетели рассказывал:
- Все зависит от семьи, от генов, от бабушки-дедушки, мамы-папы. Из детства помню своего дядю художника Георгия Нижарадзе. Он был атлет, когда шел по улице, женщины столбенели. Дядя давал мне уроки рисования. Я мечтал: «Стану художником и буду таким же красивым, как мой дядя». Я не такой красивый, но художником стал.
На самом деле он знает цену своему обаянию. К нему так и тянет женщин. Челябинки не были исключением: окружили художника, забросали вопросами. Он терпеливо отвечал каждой, задержав открытие выставки.
Самые красивые женщины планеты считают за честь познакомиться с известным российским художником. В его московской мастерской гостили Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Катрин Денев. Нынешним летом актриса Джеральдина Чаплин, приехав на Московский кинофестиваль, первым делом отправилась в Российскую академию художеств. И Церетели, часто повторяющий, что готов удочерить всех женщин, повел ее на выставку своих картин, посвященных легендарному отцу Джеральдины. Она только ахала: «Какие краски, как мне нравится ваша кисть…»
…Шикарный черный костюм-тройка, белоснежная рубашка, красный галстук и такого же цвета платок в кармане пиджака. На правом запястье - массивные и по всему видно, что весьма ценные фирменные часы, на левом - тяжелый золотой браслет в виде цепи из крупных звеньев. Золотые запонки необычны по форме, известно, что дизайн их разработал сам Церетели.
Обращает на себя внимание и его перстень из черного камня. Церетели носит его в память о покойной жене Инессе Андроникашвили, с которой он прожил сорок лет (она умерла в 1998 году). Старинный фамильный перстень семейства Андроникашвили передавался из поколения в поколение, потом Инесса Александровна подарила его мужу. На перстне-камее изображена сцена из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Богатство - это талант
- В парижских архивах я нашел собственноручно написанный Петром I документ, - рассказал Зураб Константинович. - Это его указ о создании Российской академии художеств и науки. Я сделал копию и могу ее передать в Челябинск. Пусть напоминает о том, что была эпоха, когда Россия шагала в будущее через искусство. Поэтому было много интересных художественных школ.
А сейчас мы портим поколение. Только нефть, только доллары и евро... Один мой знакомый, очень талантливый художник, работает на банкира. А тот диктует ему, что и как делать. Я посмотрел на его картины и ужаснулся: так он опустился. Коммерция - это не богатство, богатство - талант. Только искусство спасет нас.
Сам Церетели человек очень состоятельный. У него целое имение в центре столицы. Во дворе - настоящий музей под открытым небом. Можно увидеть его скульптуры, посвященные Высоцкому, Бродскому. Есть там громадный Путин в кимоно, композицию эту Церетели назвал «В здоровом теле - здоровый дух». Среди друзей художника - сильные мира сего. А начиналась история его успеха с неизвестности и безденежья.
- Я окончил академию художеств, - вспоминает Зураб Константинович. - Рисовал, выполнял какие-то мелкие заказы. Сидел почти без денег. Не знаю, кто меня порекомендовал, но однажды за мной прилетел вертолет, и мне сказали, что я должен лететь, меня ждут. Прилетели на какую-то госдачу. Подходит ко мне начальственного вида человек и говорит: «Вот эти здания у нас одинаковые, подумайте, как сделать так, чтобы было красиво». И ушел. Остался я один на улице и думаю: надо делать ноги. А в кармане пусто. Сначала шел до станции пешком, потом запрыгнул в поезд Москва-Тбилиси и до утра бегал из одного вагона в другой, чтобы контролеры не поймали. И только много позже появились предложения из Моспроекта, потом я делал в разных странах российские посольства.
Кстати, отец Церетели хотел, чтобы он пошел по его стопам и был инженером-строителем. Но Зураб Константинович придерживается другого мнения: родители должны понимать, что все дети разные, надо мудро относиться к их выбору, смотреть, куда ведет их мышление.
- Я очень рад, что и мои дети занялись рисованием. Дочь Елена, внуки Вася, Зураб, Виктория. Зураб в основном скульптурой занимается. Не стесняюсь сказать, что у них это получается хорошо. Можно делать семейную выставку. Василий сейчас исполнительный директор Московского музея современного искусства.
Я люблю не только своих детей. Всех. Обожаю их собирать вокруг себя. Каждые выходные в своем музее-мастерской провожу мастер–классы для ребятишек. Я, пожалуй, меньше им даю, больше от них получаю.
Уникальные дети встречаются. Свободно мыслят. Какое у них воображение! Если бы были живы Шагал, Пикассо, Модильяни, они бы обалдели от такой пластики. Сейчас растет очень талантливое поколение. У маленьких художников проявляется индивидуальность.
В искусстве нельзя походить друг на друга. Если мы по-разному одеваемся, тогда почему должны одинаково рисовать, как это делали некоторые советские художники в эпоху коммунизма? Но мне повезло с учителями. Моим педагогом был Василий Шухаев. Таких рисовальщиков в России больше нет.
Необязательно, чтобы все становились художниками. Но чем больше будет творческих людей, тем гармоничнее будет жизнь в России.
Мне нравится подход президента Татарстана Шамиева. Он мудрый, сделал все, чтобы в Казани открыли филиал Суриковского института. Родители счастливы: сейчас ведь отправить детей на учебу в столицу трудно. При губернаторе Аяцкове в Саратове появилась академия рисования. Моя концепция - в каждой российской губернии открыть такие учебные заведения. Это важно, если мы хотим позаботиться о будущих поколениях.
Мозги художника надо изучать
Когда проходило открытие выставки «Сердце на палитре», челябинский художник Тимур Дидишвили, член-корреспондент Российской академии художеств, шепнул мне на ушко:
- Может, неудобно говорить грузину о грузине, но скажу: Церетели - явление уникальное, человек возрожденческого масштаба. Он ничего не делает с оглядкой, всегда распахнут миру. У него и двери кабинета всегда открыты, даже когда идет президиум. Нет у него кабинетных междусобойчиков. И его искусство такое же отрытое. Он как дышит, так и пишет. Каждое утро, где бы ни был, встает пораньше - и к мольберту. Вот поэтому у него такое огромное количество работ. Это восхитительно, не все художники так живут. А самое главное - он добрый, неконфликтный человек. За что, впрочем, подвергается критике: мол, Церетели адаптируется к любой власти. А художник и должен быть на высоте. Не сотвори себе кумира и не создай себе врага.
- Ваши московские коллеги всегда ко мне придираются, - поделился Церетели с челябинскими журналистами. - Я им сказал: «Критикуйте, это для меня лишняя реклама». После этого они замолчали.
Художник имел в виду большой скандал из-за созданного им памятника Петру I, который новое руководство московской мэрии, сменившей на этом посту друга Церетели - Лужкова, намеревалось убрать. Сам автор спорной композиции держался спокойно и даже шутил: мол, поскольку памятник этот не его собственность, то пусть чиновники переносят куда пожелают, хоть на собственные дачи. Он вообще полагает, что сооружение хотят убрать лишь потому, чтобы расчистить место под ним для другого проекта.
- На меня нападали и по поводу памятника Колумбу, который стоит в Севилье, - рассказал мастер. - Против меня тогда даже развернули кампанию. Говорили, будто фигура Колумба не из металла, а целиком из золота, которое якобы я решил вывезти из России. 126 метров золота?
Я не глухой и не слепой. Знаю, что у моего творчества много хулителей. Меня некоторые российские журналисты долбят даже за то, что сделанные мною памятники стоят в разных частях света, хотя я честно выигрывал право на их создание в международных творческих конкурсах.
Но я не обижаюсь на критику. На земле иногда рождаются люди, испытывающие потребность создавать произведения искусства. Знаете, мозги художника надо изучить. Композиторы «слышат» свою музыку и потом записывают ее. И я так работаю: вдохновение исходит свыше, потом сама собой рождается картина или скульптура. Не считаю себя великим. Я не гений, а прораб. А камертоном моих произведений станет время.
Всегда говорю молодым: рождаешь идею, надо довести ее до конца. Настала эпоха инициативных людей. Например, меня никто не просил, но такой уж у меня характер: взял и создал в Москве три музея. Очень горжусь музеем современного искусства на Петровке, он сделан на высочайшем уровне. Позор, что в Москве такого музея не было! Во Франции их семь, в Америке - двенадцать.
Когда я был в Екатеринбурге, то прямо сказал: смешно, что у них нет образа Петра I, по указу которого появился город, и нет образа Екатерины, чье имя он носит. Это же история, ее надо знать! Так должны мыслить и во всех российских губерниях.