Голый мужчина на сцене? Любимов и «Омнибус» - против
С XII международного фестиваля «Русская драматургия на языках мира», прошедшего в Ярославле, златоустовский драматический театр «Омнибус» вернулся с почетным дипломом, специальным призом и премией правительства РФ.
Аналогичную премию имени Федора Волкова, создавшего первый профессиональный театр в России, получили также академические театры из Омска и Саратова. На сцене старейшего русского театра (Ярославская драма) златоустовцы показали спектакль по пьесе А. Сухово-Кобылина «Кречинский». Его поставил главный режиссер «Омнибуса», заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский в содружестве с заслуженным художником РФ из Москвы Борисом Лысиковым. Зрители очень тепло приняли спектакль. По завершении долго звучали овации, артисты не раз выходили на поклон, принимая цветы.
Александр Романов, директор театра «Омнибус», заслуженный работник культуры РФ:
- На этом фестивале, имеющем статус правительственного, награждают сразу три творческих коллектива, оценив на высоком государственном уровне не конкретные постановки, а работу за последние десять лет. Нашему театру было что предъявить московской комиссии: более десятка спектаклей, в том числе по произведениям классиков, стали «долгожителями», 20 лет на обеих, большой и малой, сценах с успехом идут театральные уроки, массово копируемые другими театрами, цены на билеты доступные.
К слову, сегодня в России Волковский фестиваль даже более престижен, чем «Золотая маска». Свое негативное мнение о «Золотой маске» не скрывает, например, великий режиссер Юрий Любимов, приезжавший в Ярославль, город своего детства.
Он пришел посмотреть фестивальный спектакль «Дачники» Омской драмы по произведению Максима Горького, но ушел сразу же, как только на сцену вышел обнаженный мужчина. К сожалению, в сегодняшнее эстетически зыбкое театральное пространство активно вторгаются сцены непристойной эротики, порнографии, гомосексуализма. Это вызывает внутренний протест у зрителя с нормальными нравственными установками и здоровой психикой.
Не избежали этого налета пошлости и некоторые спектакли, показанные на Волковском фестивале. Я с чувством удовлетворения замечал, что многие зрители, заполнившие зал Ярославского театра, стыдливо опускали глаза, когда на сцене появлялись раздетые актеры, имитировали сексуальные контакты. Не только публика недовольна, но и артисты протестуют.
Слышим: то там, то здесь актеры объявляют забастовки, требуя от режиссеров перестать выставлять их на позор. На недавнем съезде театральных деятелей, делегатом которого я был, избранный снова председателем СТД Александр Калягин решительно высказался против заполнения сценического действа юмором и физиологией «ниже пояса», за возрождение традиционного русского репертуарного театра, коим, собственно, и является наш «Омнибус». Поэтому наша постановка имела успех на Ярославском фестивале, где показывают только классику.
Борис Горбачевский, главный режиссер Златоустовской драмы:
- Отличие «Омнибуса», прежде всего, в том, что он развивается в рамках так называемого авторского театра, который, по высказываниям известных деятелей искусств и критиков, является сегодня наиболее востребованным вдумчивой зрительской аудиторией. Такой коллектив должен иметь свою нравственно-эстетическую позицию, свои понятные зрителю устремления, задачи, чаяния. Наш театр движется именно в этом русле. Труппа - как один живой организм. Все актеры хорошо представляют концепцию театра, ответственно работают на нее.
Мы твердо держимся наработок традиционного русского театра, выдержавших экзамен временем. Но одновременно придаем постановкам такой современный ракурс, который близок переживаниям сегодняшнего зрителя.
Конечно, чтобы выжить в трудное для театров малых городов и всей провинциальной культуры время, ставим спектакли разных жанров, в том числе комедии. Тем самым стремимся отвечать запросам молодежи, публики, предпочитающей легкие и веселые спектакли. Но при этом никогда не опускаемся до постыдного показа обнаженного тела, сцен насилия и любовных оргий. Всеми без исключения спектаклями стараемся воспитывать у зрителя художественный вкус, моральные принципы.
Отправляясь на фестиваль в Ярославль, мы осознанно повезли туда «Кречинского». Русский драматург Сухово-Кобылин, если кому-то неизвестно, был ярославским дворянином. В городе есть дом, из окна которого выпрыгивал прототип одного из персонажей пьесы - Расплюева. И вообще весь спектакль пронизан атмосферой того губернского города, каким в XIX веке был Ярославль. Надеемся, зрителям был интересен и этот аспект постановки.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве