Лучшая российская гитаристка приезжала в Челябинск с концертом и мастер-классом

Лучшая российская гитаристка приезжала в Челябинск с концертом и мастер-классом

Итальянский журнал «Classic Voice» в мае 2009-го составил звездный ряд женщин-гитаристок. Их всего четыре: легендарная Ида Прести, умершая в 1967 году, Рафаэлла Смитс, Филомена Моретти и Ирина Куликова. 29-летняя Ирина, самая молодая в этом ряду, родом из Челябинска. Ее первым учителем был замечательный музыкант, педагог и композитор, профессор Южноуральского института искусств (ЮУрГИИ) Виктор Козлов.

Струнная закваска

Первая встреча маленькой Иры с гитарой произошла в двухмесячном возрасте. Ее мама, виолончелистка Винера Куликова, пришла в гости к своим друзьям Виктору Козлову и Елене Попляновой на день рождения, взяв с собой маленькую дочку. Та, как и подобает младенцу, плакала, но когда Козлов взял гитару и заиграл, сразу успокоилась. Когда пришла пора отдавать дочь в музыкальную школу, Винера Демьяновна выбрала гитару вопреки желанию самой Иры: девочке хотелось играть на скрипке.

- Мама меня обманула. Говорит: гитара - это большая скрипка, а я и поверила, - смеясь, вспоминает Ирина.

Девочка стала присматриваться к гитаре. Пробовала водить по ней маминым смычком - что-то не то. Спустя годы Ирина поймет, что мамино сравнение гитары со скрипкой было верным.

Это только в нашей системе музыкального образования гитара ставится в один ряд с народными инструментами и гитаристы принуждены играть в учебном оркестре на домре и балалайке. Европейские педагоги ориентируются на скрипичную технику игры, приводя студенту в пример виолончель или скрипку.

Во многом благодаря «струнной» закваске Ирина добилась того уникального звука, которым теперь восхищаются слушатели в лучших концертных залах мира.

С восьми до тринадцати лет они учили ее вместе - Виктор Козлов (он вообще-то работает со студентами, и для Ирины сделал исключение) и мама.

- Помню, после конкурса мама меня ругает, а Виктор Викторович ходит по залу и радостно что-то говорит, - вспоминает Ирина. - Его вдохновение помогало мне играть, а мамина критика - становиться перфекционисткой.

Венера Демьяновна открывала наугад томик Пушкина или Ахматовой и читала стихи, когда Ира разучивала очередную пьесу. Текст, как ни странно, всегда попадал в мелодию. В 12 лет Ирина победила на престижном конкурсе «Гитара в России».

- Тогда, в Воронеже, что-то во мне зажглось, и это был мой личный секрет. А потом оказалось: такое же чувство возникает у меня сейчас почти на каждом концерте - очень хорошее, правильное волнение.

14-летнюю девочку пригласили в Англию давать мастер-класс. Маурис Саммерфилд, главный собиратель музыкальных биографий и редактор самого авторитетного гитарного журнала «Classic guitar», пораженный игрой Ирины, внес ее имя в книгу «Классическая гитара… начиная с 1800 года». Регулярные концерты в Европе, творческие контакты с известными музыкантами - все это прекратилось, когда Ирина поступила в Гнесинку.

Блузки от сестры датской королевы

Столице ее выступления были не нужны. Педагог кормил девушку обещаниями, а сольных концертов все не было. Ирина быстро поняла, что третьей в компании двух гитаристов Московской филармонии не станет никогда.

Столица встретила ее хмуро. Ценнейшую гитару мастера Кузнецова едва не украли в метро. Когда Ирину окликнули, молния на чехле была уже наполовину расстегнута.

- Москва оказалась безумно дорогим городом. Квартиру приходилось снимать в Раменском. Приезжаю оттуда на электричке, а преподавателя по специальности нет. Или приезжаю на экзамен по экономике и понимаю, что профессор пьян. Когда я подсчитала, сколько времени в Москве потратила впустую, пришла в ужас.

Дверь в Зальцбург открыл Ирине Луц Лесковиц. Талантливый менеджер и музыкант, обладатель скрипки Страдивари, Лесковиц знаком любителям классической музыки по фестивалю «Челябинск - Зальцбург» (был такой в органном зале в начале нулевых).

- Он попросил меня сыграть, потому что ему много обо мне рассказывали. Когда я выступила перед Луцем Лесковицем, он через полгода пригласил меня играть на фестивалях, которые организовывал в Германии.

Музыкальные фестивали, организуемые Лесковицем, проходят под патронажем аристократических семей. Выступая на них, Ирина получила возможность оплачивать обучение в зальцбургском университете «Моцартеум».

- Сестра датской королевы живет в Германии, организует классический фестиваль, артистический директор которого - Луц Лесковиц. Мы жили у нее в замке, она мне подарила кучу красивых дорогих вещей, в которых я выиграла свои конкурсы - в этих красивых блузках. Кроме того, она мне подарила деньги, на которые я смогла поехать на конкурс. Выиграла там не первую премию, а вторую, потом внедрила ее в следующий конкурс. Благодаря личной финансовой поддержке принцессы не было нужды у кого-то где-то просить.

О самом же Лесковице Ирина рассказывает не очень охотно:

- Не все мне нравится, что он делает в своей жизни. У нас были профессиональные отношения, он меня очень уважает как музыканта. А переходить на какую-то там еще поддержку - мне этого ничего не нужно было. Моя поддержка - родители и мой любимый педагог Виктор Викторович Козлов, который мне как семья - ведь я его знаю с двухмесячного возраста.

«Побеждать больше не хочу»

Год пожив в Москве, Ирина уехала в Зальцбург. Говорит, что Гнесинку закончила только ради мамы, пять лет моталась из Австрии в Россию. В «Моцартеуме» у нее поначалу тоже не все складывалось просто. Дали список из 60 предметов - выбирай, что душе угодно.

Педагогов - каких пожелаешь. О времени занятий нужно загодя договариваться через Интернет: в Зальцбурге никто из педагогов не живет, и приезжают они раз в месяц на 3-4 дня, за это время интенсивно занимаются со студентами - уроки длятся по 4 часа.

- Сначала я расстроилась: кому нужна такая свобода? Лишь потом оценила плавающий график: занятия можно поставить на то время, когда нет конкурсов. И учеба не хромает, и ездить можно везде. Все оценки выставлялись только в электронном виде - благодаря этому я овладела компьютером.

На челябинском мастер-классе Ирина рассказала всю правду о международных музыкальных конкурсах, к которым у нас почему-то до сих пор относятся как к священной корове.

- Приезжает на конкурс русский гитарист, играет быстро, но грязно. Привозит обработки русских народных песен, которые никто не понимает. Национальная музыка кубинцев и американцев тоже не вдохновляет жюри. Европейцы играют чисто, но очень медленно. А вот китайцы приезжают прилизанные и с тем репертуаром, который жюри ожидает услышать.

Я поняла, что нужно делать, чтобы победить. Когда нота вылетела из головы (обычное дело, если накануне плохо спал), соединить звуки так, чтобы «пропажу» никто не заметил.

В 2008 году выиграла пять международных конкурсов, и мне стало неинтересно. Конкурсы хороши, когда ты студент, а потом их нужно от себя отпустить. Дмитрий Ларионов и Артем Дервоед постоянно ездят на конкурсы. Европейское жюри недоумевает: «Зачем это им? Ведь давно уже играют сольные концерты!» Я объясняю: на конкурсах ведь премии дают.

Долой длинные ногти!

Гитара Ирины Куликовой - чистый родник, камертон, с которым сверяются музыканты всего мира. В 2010 году побывала с концертами и мастер-классами в 19 странах.

- Везде меня представляют как русскую гитаристку. А на афише челябинского фестиваля «Гитара в России» почему-то рядом с моей фамилией поставили «Нидерланды». Да, это моя вторая родина. Но первая-то здесь!

На мастер-классе в ЮУрГИИ Ирина первым делом объявила войну неправильным ногтям.

- Зачем тебе, - спрашивает Диму Чернова, - ногти острые?

- Для остроты звука.

- Острый звук сделать проще простого - ты попробуй сыграть мягко и томно.

Гитарный звук Ирина ассоциирует с бытовыми категориями: «Мы же не любим заходить в грязное помещение. А почему играем грязно?» или «Ехать с нервным водителем нам некомфортно. Так почему же, играя на гитаре, можем позволить себе эту нервность?»

После мастер-класса Ирина любезно согласилась ответить на несколько вопросов нашего корреспондента.

- Много ли в мире женщин-гитаристок?

- Очень мало. Когда играла в зале Чайковского, слышала: «Ой, девушка с гитарой». На фестивалях я все время в кругу мужчин. На огромнейшем гитарном форуме в Швеции я как женщина стала главным гостем. Организаторы всю прессу направили ко мне. Решили, что таким образом привлекут в музыкальные школы много девочек, которые захотят стать на меня похожими. Это одна из причин, почему я чувствую себя уникальной в своем деле.

- Видимо, у женщин нет достаточной силы в пальцах.

- Дело не в этом. Гитара - сложная профессия. Я последние четыре года езжу, как ненормальная, по всему миру, за месяц дома бываю 3-4 дня. У меня прекрасная личная жизнь, потому что человек, с которым я нахожусь, просто уникален - он понимает меня. К тому же он мой менеджер. Но все равно приходится жертвовать очень многим, и не каждая женщина готова к этому.

- Вы посетовали, что на челябинских концертах люди сидят с серьезными лицами. А аристократы разве не более серьезные?

- Они очень доброжелательные, спокойные, искренние. Конечно, это очень серьезные люди, но когда они тебя слушают, показывают чувство удовольствия и радости на лице. А на русских концертах всегда такая строгость, и только после выступления - вся радость, вся любовь.

- Вы говорили, что пишете стихи. На русском или на английском?

- На русском. А сны вижу на английском. Вчера во сне маме долго что-то доказывала, а она отвечает: если бы я тебя понимала, обязательно бы помогла!

- Вы записываете диски в Канаде. Зачем так далеко ехать?

- За великолепнейшей акустикой. Продюсер компании Наксос обошел две тысячи церквей в Америке и Канаде. А лучшую нашел недалеко от дома. Там звук естественный, не требующий усиления. Запись ведется исключительно ночью: днем мешают посторонние шумы.

- Ваши планы на будущее?

- От постоянных переездов у меня начались проблемы с сердцем, и с марта по ноябрь я отменила все концерты. Буду, сидя в своем доме на улице Яблочной, глядя на море, учить голландский язык. А дальше - запись диска русской музыки, где обязательно будут произведения моего учителя Виктора Козлова.

VK31226318