В Челябинске открылась выставка известной челябинской художницы, которую автор готовила 11 лет
Экспозиция в областном краеведческом музее называется «Уральский меридиан».
В наше время очень популярны этнические легенды: их перерабатывают, переосмысливают, делают сюжетом картин, танцев, спектаклей и даже модельных коллекций. Особенно привлекательными кажутся легенды Ирландии, Скандинавии, Египта…
Но мало кто вспоминает, что у Урала есть своя мифология - совершенно особенная, со своими собственными чертами и своим смыслом. Именно им посвятила 11 лет творческой работы художник Елена Щетинкина. Итогом стала ее выставка «Уральский меридиан».
Каким бы банальным ни было сравнение, но экспозиция более всего напоминает именно шкатулку с драгоценными камнями, где каждое украшение-картина - отдельное произведение искусства, но все вместе, в одной шкатулке, все работы обретают особую цельность. При входе в зал краеведческого музея всех посетителей встречает странная фигура - радужный мужчина, то ли древний идол, то ли статуя, тело которого рассечено расщелиной, в которую погружены самоцветы, а на лбу у слепца глаз-раухтопаз, способный прозреть красоту.
Это одновременно и сам уральский меридиан, символ наших красот и гор, и Мастер. Вообще основная нить выставки - это взаимоотношения Мастера, человека искусства, и хозяев - духов воды, гор, камней, которые глядят на пришедших с каждой картины. А за спиной у Мастера - огромная инсталляция, на которой призрачная змея, обвившая столб, в окружении столь же призрачных и ярких картин на сетке.
Каждая работа Елены Щетинкиной - это маленький рассказ. То тут, то там мы видим запечатленные легенды. Из земли растут огромные мужские торсы гор, из вод озер глядят зеленые глаза водяных владычиц.
Но, конечно, самая главная среди них - Хозяйка Медной горы. Она не та женщина в кокошнике, которую изображают на иллюстрациях к сказам Бажова, но взгляд, контур, очертание символизируют красоту и тайну. Легенды Урала тем и отличны от легенд иных горных народов, что у нас ценится не стоимость, а красота камня, потому и хозяйка наша - это не хозяин-властитель европейских легенд, а женщина-соблазн и тайна, причем соблазн красотой, мастерством, чистым искусством.
Тема мастерства для Елены Щетинкиной важна, ведь она и сама - мастер. Для нее важен цвет - с какой любовью он подобран в каждой картине и как в то же время необычен. Важен и материал - здесь есть и работы краской, и пастелью, и даже зеленым чаем. Елена Александровна не только пишет, но и ваяет из глины, фарфора, создает инсталляции, которые представляют нам писателей, давших художнице вдохновение, - Бажова, Гумилева, Блока...
При такой любви к Уралу удивительно узнать, что Елена Александровна не наша землячка. Но, по ее собственному признанию, только здесь ей особенно хорошо работается. Она говорит о себе: «Я себя чувствую человеком восточным по глубинному, генетическому восприятию. Но в то же время по воспитанию и образованию я отношу себя к Западу. Урал - это стык двух культур, наверное, именно здесь мне особенно хорошо работается. Здесь особая острота в воздухе. Куда бы я ни ехала, тоскую по хребтам Уральским. Именно здесь испытываю наивысший творческий тонус».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве