Так много хочется успеть!
15 февраля в концертном зале имени С. Прокофьева - бенефис Адика Абдурахманова, заслуженного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра «Классика».
В январе Адику Аскаровичу исполнилось 50 лет. Юбилей он отметил большим концертом своих учеников (Адик - заведующий кафедрой оркестровых инструментов ЧГАКИ, профессор) в зале камерной и органной музыки.
В благодарственном письме от губернатора Михаила Юревича, в поздравлениях от министерства культуры юбиляра назвали достоянием Челябинской области. Коллеги с восхищением говорили о невероятной работоспособности музыканта, его творческой смелости.
В «лихие девяностые», когда в России все бродило и, пожалуй, было не до музыки, Абдурахманов создал свой уникальный коллектив. Опустим трудности становления. Ныне в багаже известного и за пределами Южного Урала оркестра более 500 произведений отечественных, в том числе уральских, и зарубежных композиторов. Половину из них челябинцы впервые услышали благодаря руководителю «Классики».
Без нее невозможно представить хореографические, музыкальные, детские спектакли из репертуара Челябинского концертного объединения, а также ежегодный международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир», балетный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», другие значимые проекты.
Высоту звучания «Классики» оценили слушатели международных музыкальных фестивалей «Musik in the Castle» (Германия) и «Bodenseefestival» (Швейцария, Австрия, Германия), многие известные российские и зарубежные музыканты, которым довелось выступать вместе с челябинцами.
С Адиком мы беседовали в филармонии незадолго до репетиции. Узнав, что у руководителя прославленной «Классики» нет своего кабинета, я удивилась. Маэстро пожал плечами, давая понять, что не переживает по этому поводу, и сказал:
- В филармонии тесновато, не до комфорта. Если в Челябинске появится новый концертный зал, нужно будет постараться сделать отдельные комнаты для оркестра. Репетировать я предпочитаю на той сцене, где пройдет концерт, чтобы настроиться на определенную акустику. Любой профессионал знает: в зале с большим эхом нужно играть по одним музыкальным законам, в глухом - иначе.
- Высокая музыка несовместима с бытовыми настроениями, - продолжил дирижер. - Великий Мравинский в советское время, привозя оркестр за рубеж и зная, что музыканты в свободное время бегают по магазинам, делал очень много репетиций, чтобы очистить дух исполнителей от «коммерческого» азарта. Когда музыкантов его оркестра спрашивали, почему под его руководством они играют гениально, а если дирижирует другой человек, то обыкновенно, те отвечали: «Без него мы будто в фуфайках сидим, а когда встает за пульт Евгений Александрович, словно фраки надеваем».
- Вам тоже приходится дирижировать «чужими» оркестрами.
- Это всегда интересно. Обычно в таких составах играют лучшие музыканты, у них нет ремесленных, технологических проблем, когда над каким-то эпизодом надо очень долго работать. Однако мое сердце отдано «Классике».
Как-то, будучи в Питере, я специально пошел в Мариинский театр на балет «Кармен». Оркестр был хорош. Но в нашей программе «Музыкальные шедевры» та же «Кармен-сюита» звучала лучше. Она страстная, «с кровью», ее нужно исполнять, душевно обнажаясь.
Музыка - это состояние души. Однажды мой ученик Игорь Ретнев, который продолжает обучение в Швейцарии, сдавал экзамен по фортепиано. Исполнение Баха педагоги оценили на отлично. Но когда он сыграл Чайковского, они пришли в восторг и сказали: «Так играть могут только русские люди», имея в виду не технику, а накал эмоций. И хотя Чайковского играют многие оркестры, интонации русской души иностранцы передать не в состоянии.
Помню, еще в годы моего студенчества в Санкт-Петербурге, приезжал Чикагский оркестр. Исполняя симфонию Дворжака «Из Нового света», каждый музыкант творил чудо. Следом приехал оркестр Пражской филармонии, в нем состав слабее. Они тоже играли Дворжака. И музыка задышала…
- Скажите, а вас какая музыка увлекает?
- Мне любая нравится, особенно та, которой «болею» в данный момент. Я в нее должен вникнуть, понять, как она может прозвучать.
Если это концерт гастролера, ищу такую вещь, которая бы по стилистике не диссонировала с его программой. Элисо Вирсаладзе исполнит в Челябинске музыку Шопена, после которой, думаю, лучше всего зазвучит симфония Бетховена.
Программы «Классики» я составляю так, чтобы было интересно не только слушателям, но и музыкантам. Они должны уметь исполнять и барочную музыку, и джазовую, и Пьяццоллу, и Шостаковича с Прокофьевым.
- Хотите угодить разной публике?
- Есть однокоренные слова: понЯтно и пОнято. В свое время мы играли произведения более доступные. «Классика» выросла, надо и публику тащить за собой. На юбилейном бенефисе исполним оркестровую композицию эстонского классика XX века Арво Пярта «Fratres». Посвящу ее моим братьям, которые так много сделали для меня. Вещь необычайно сложная, безумно красивая, ее в Челябинске еще не слышали.
- Кто, кроме «Классики», участвует в бенефисе «Браво, маэстро!»?
- Мои замечательные коллеги, артисты филармонии Алина Анищенко, Наталья Воронкина, Николай Волков, «Уральский диксиленд Игоря Бурко». Рад, что на сцену выйдет детский хор Светланы Аристовой «Созвучие». Ведущим концерта будет Константин Рубинский. Кстати, в школьные годы Костя учился у меня играть на флейте сначала в музыкальной школе, потом в колледже. Но победила музыка слова, его поэтический дар. Теперь музыка и стихи дружат в наших с ним совместных проектах.
- Спрошу про цикл Челябинского концертного объединения «Мировые звезды с филармоническим оркестром», которым тоже вы руководите. Осенью прошли аншлаговые концерты с оперной дивой Хиблой Герзмава, не так давно - с пианистом-виртуозом Борисом Березовским и баянистом Фридрихом Липсом. В марте в Челябинск приедет певица Елена Заремба, в апреле - пианистка Элисо Вирсаладзе. Работать со звездами труднее, чем с местными исполнителями?
- Звезда играет или не звезда, слушателю важно получить удовольствие.
- Герзмава очень хвалила вас и ваш оркестр.
- Ей с нами было удобно, комфортно. Будь у нас больше времени для подготовки, оркестр звучал бы лучше. С солистом-гастролером бывает всего одна совместная репетиция. Герзмава приготовила сложнейшие арии, мне пришлось разбирать их на итальянском языке, который я плохо знаю. К тому же вокалистка на репетиции в полный голос не поет, бережет связки.
Зато на концерте Хибла Герзмава выкладывается, как олимпийский чемпион. Огромный труд и огромный талант. Певица работает ювелирно, и нам нужно соответствовать. Тоже хочется выложиться на сто процентов.
Борис Березовский перед тем как приехать в Челябинск, во Франции сыграл тот же концерт Чайковского с оркестром «Де Пари», которым дирижировал Даниэль Баренбойм. «Хорошие музыканты, - сказал мне Борис, - но прохладно играют. А с вами музыка ожила».
- Ваш «сборный» проектный оркестр - прообраз будущего симфонического?
- Я бы сказал - базовая основа. Когда приезжает маститый музыкант, ему хочется исполнить знаковые вещи: концерты Чайковского, Рахманинова, Грига или, допустим, скрипичный концерт Сибелиуса. Но аккомпанировать должен большой симфонический оркестр, которого у нас, увы, нет. Поэтому я приглашаю духовиков из оперного театра, дополнив ими струнную группу «Классики».
Хороших музыкантов всегда мало. Пока в Челябинске не появится большой оркестр, талантливые ребята, оканчивая академию культуры, будут уезжать туда, где им предложили интересную и достойно оплачиваемую работу.
- Адик, кто из великих композиторов далекого прошлого самый современный для вас?
- Бах. Он - Бог от музыки. Дал тот росток, ту простую «арифметику», с которой все началось. А Моцарт, Чайковский, Брамс, Брукнер, Малер - гении.
В молодости каждый год 7 мая я обязательно покупал шампанское и отмечал день рождения Брамса, которого безумно любил. Обожаю Рахманинова. Хоть он и писал свои симфонии за рубежом, его музыка исключительно русская. Даже сдержанные люди дают волю слезам. Очень люблю Прокофьева, мечтаю сыграть его сочинения с большим профессионалом. Предложил Денису Мацуеву, но он выбрал Шостаковича. Отлично, будем с ним в апреле играть в зале Прокофьева фортепианный концерт Шостаковича, это гениальная музыка.
- А вы сочинительством не балуетесь?
- Я вас умоляю! Великий Мравинский как-то пробовал и сделал вывод: надо заниматься тем, что хорошо получается. Я тоже так думаю. Хотя есть другие примеры. Малер был гениален и как дирижер, и как композитор, Берлиоз - тоже. Но известны случаи, когда одаренные композиторы были бездарными дирижерами.
- Не жалеете, что эту профессию выбрали?
- Когда я учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу флейты, в мыслях не было, что встану за дирижерский пульт. Думал: буду играть в оркестре, объеду весь мир. Но судьба распорядилась, чтобы я вернулся в родной Челябинск. А здесь творческому человеку тесновато. В органном зале по три-четыре раза в месяц я выступал в разных составах с разными программами. Сыграл почти весь флейтовый репертуар. Но не мог этим ограничиться, хотел расти. Стал преподавать в Уральской консерватории, а там предложили пойти на отделение дирижирования.
О том, что я состоялся как дирижер, мне особенно приятно услышать из уст моих питерских однокурсников. Недавно у меня был великолепный концерт в северной столице при полном зале. Меня пришли послушать все, с кем я учился.
- Говорят, что у вас нет никаких увлечений и вами всецело владеет музыка.
- Года три назад встал на горные лыжи. Испытал огромное удовольствие от головокружительного спуска. Хотя не сразу получилось. Теперь с женой периодически бываем в «Солнечной долине». На юбилей брат подарил мне отличные горные лыжи. Возраст требует физической нагрузки, правда, силы воли у меня, видимо, недостаточно, а тем более - времени. Кстати, храню сочинение одного своего ученика, за которое он в пятом классе получил «отлично». Там написано примерно следующее: «Моему педагогу не хватило бы и 25 часов в сутки». Ученик давно стал взрослым. Времени мне по-прежнему недостает. А так много хочется успеть…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве