«Бабы» сыграют спектакль-легенду «Солдатские письма»

«Бабы» сыграют спектакль-легенду «Солдатские письма»

Завтра в 18.30 на малой сцене академической драмы «Бабы» сыграют спектакль-легенду «Солдатские письма».

10 лет назад «Солдатские письма» были сыграны в театре «Роял корт» - одном из самых известных драматических театров мира, Мекке модных исканий в области новой драмы и документального театра. Четыре мартовских вечера «Бабы» играли вместе с кемеровским театром «Ложа», откуда родом Евгений Гришковец. Проект, обозначенный англичанами как «Steps to Siberia», наши в шутку прозвали «Баб-Ло», по первым буквам названий театров. Кемеровцы привезли в «Роял корт» «Угольный бассейн», «Бабы» - «Солдатские письма».

- Идею спектакля нам подсказал драматург Михаил Угаров. Это было на фестивале документальной драмы «Любимовка», - вспоминает режиссер, художественный руководитель «Баб» Елена Калужских. - Угаров говорит мне: «Здорово, если бы вы сделали спектакль об армии, а в финале вывозили бы Ваню Вырыпаева в инвалидной коляске». Я поулыбалась, а про себя подумала: бред какой-то. Но по дороге в Челябинск изменила свое мнение: если отсечь финал с Вырыпаевым, сама идея-то неплоха!

И началась работа. Спектакль делали в очень модной и актуальной в то время технике «вербатим» - когда пьеса составляется из реальных монологов реальных людей. Актрисы сами собирали их для пьесы, интервьюируя знакомых и незнакомых. Алла Точилкина принесла письма, которые писал ей парень из армии.

- Есть даже фотография, где мы всей мастерской сидим и рыдаем над этими письмами, - вспоминает Елена Калужских.

Эти письма решено сделать стержнем спектакля. Сама Алла Точилкина и стала главным героем - бесшабашным солдатиком, добродушным пареньком, взрослеющим от письма к письму. И сегодня она, ныне директор Камерного театра, выйдет на сцену. Случай редкий, и его надо ловить.

В ноябре 2001 года «Бабы» показали эскиз «Солдатских писем» на «Любимовке». Саша Догдейл, художественный эксперт театра «Роял корт», посмотрев его, вынесла вердикт: «Вас должны увидеть в Лондоне». «Это же всего-навсего черновик», - удивилась Елена Калужских. «Даже если вы ничего не измените, мы берем этот спектакль», - был ответ.

«Солдатские письма» сложились за две недели, в невероятно короткий срок. Елена Калужских придумала образ «войнушки на пальцах», который пробирает до озноба и по сей день. В зрительном зале «Роял корта» сидели афроамериканцы, турки, немцы, французы, русские. Все все понимали (не без помощи лингафонного перевода), и очень точно реагировали на каждую сыгранную мизансцену. Спектакль удостоился рецензий в «The Guardian», «The Independent» и «Evening Standart», и везде был отмечен двумя («очень хорошо») или тремя («выдающееся театральное событие») звездами. После Лондона «Солдатские письма» видели в Чехии, Эстонии, Франции и Германии, но успех «Роял Корта» был, пожалуй, самым громким в истории челябинского театра.

Что произошло в жизни актрис за десять лет? Все «Бабы» стали мамами, а упомянутая Алла Точилкина даже дважды. С театром свою судьбу не связала только Юлия Резниченко, ее в «Солдатских письмах» заменит Ирина Данилова, пришедшая в мастерскую новой пьесы несколькими годами позже. Юля уехала в Москву, вышла замуж за турка, у них свой бизнес. Остальные крутятся в Челябинске на нескольких работах.

Иногда совмещение приводит к потерям, когда «вторая» работа становится первой, а потом и единственной. «Алла Точилкина - молодая красивая актриса с творческими амбициями, с прекрасными актерскими данными. Негоже такой творческой личности работать администратором!», - сокрушался один из наших читателей, комментируя новость о назначении Точилкиной директором «Камерного театра». Но что поделаешь, ведь в «Бабах» актрисы загружены меньше, чем в любом репертуарном театре. Кстати, Елену Калужских эта ситуация не расстраивает:

- Встречаясь с коллегами, узнаю, как жестко сейчас в театрах проводится политика, какие спектакли ставить, сколько раз их играть и сколько необходимо распространить билетов. А мы счастливые люди. У нас свое лицо и свой путь. Никто нам не диктует, что нужно включить в свой репертуар. С осени стали работать на малой сцене академической драмы, но и родную сцену в академии культуры не бросаем, там мы работаем на благотворительной основе.

Известный московский критик и журналист Павел Руднев как-то составил свою карту театральной России, включив туда только те коллективы, что живут активной творческой жизнью. Так вот, в Челябинске, согласно этой карте, только два театра - «Бабы» и «Театр современного танца» Ольги Пона. Сегодня мастерская новой пьесы «Бабы» - это Янина Кривоспицкая, Наталья Сколова, Ирина Данилова и пришедшие в театр два года назад Айгуль Редреева и Анна Кузнецова. «У тебя прекрасное пополнение», - сказала про них давняя подруга и однокурсница Елены Калужских актриса Инга Оболдина. Айгуль и Анна отличаются невероятной сценической пластичностью, помимо работы в мастерской они еще ведут свои хореографические коллективы.

- Раньше, когда актрис было четверо, я старалась непременно всех задействовать в каждом спектакле, - вспоминает Елена Калужских. - В последнее время отошла от этого, поставила первый в жизни моноспектакль «Жертва», где играет Наталья Сколова. А сейчас я пока в раздумьях. Нужно взять паузу.

VK31226318