Известный в Челябинске джазовый ансамбль выпустил дебютный альбом «Первый снег»
Десять пьес композитора Константина Щеглова, написанные в разные годы, резюмировали первое десятилетие существования группы "Лимонное дерево". И если вас до сей поры миновало знакомство с этим коллективом, то для начала правильнее будет последовать именно за музыкой.
Вдумчиво и спокойно насладитесь свежим джазовым альбомом. Правда, послушать этот диск можно только в сети Интернет или благодаря личному знакомству с участниками квартета - пианистом Константином Щегловым, гитаристом Константином Корчагиным, бас-гитаристом Станиславом Бернштейном и барабанщиком Игорем Борискиным. В музыкальных магазинах пластинки пока нет. А если все-таки держите ее в руках, то считайте себя счастливым обладателем коллекционного раритета. Тираж альбома составил всего тысячу экземпляров.
Итак, если навигатор - музыка, приготовьтесь вкусить страсти, погрузиться в размышления о смысле бытия и непременно восхититься удивительной красотой этого мира. Музыкальная палитра лаконична, но предельно эмоциональна. В акварельные мазки прозрачных, почти воздушных фортепианных партий яркими акцентированными соло «впивается» гитара. И шорох ударных обрамляет все это великолепие золотым багетом тихого осеннего листа.
Мы встретились с Костей Щегловым, чтобы поговорить об альбоме. Опыт многолетнего общения и дружбы с музыкантом только подтвердил известное правило: при всей тонкости душевной организации музыканты - вполне земные люди.
- Прежде чем рассказать о душевных переживаниях, я тебе скажу, почему мы это сделали вообще, - слегка взволнованно начинает рассказывать Костя (мы беседуем с ним в кафе за чашкой чая). - На последнем джазовом фестивале, летом 2011 года, мы играли две вещи - «Раненую бабочку» и «Искажение». Когда концерт закончился, к нам подошли Валерий Беспалов и Сергей Спиридонов (соответственно - руководитель компании «U-Sound» и звукорежиссер «U-Sound». - Авт.): «Вы играли две пьесы. Классные! А еще что-нибудь такое есть, авторское? Давайте запишем! Денег не надо!» Условие поставили только одно: диски должны быть профессионально отпечатаны более-менее высоким тиражом. Средств на это у нас, бедных челябинских музыкантов, не было. Помогла Татьяна Заславская, владелица ресторана «Bad Gastein», в котором я работаю седьмой год. Если бы Сережа не подошел, мы бы, возможно, и через 20 лет не записались. Такой вот «шоу-бизнес»!
История эта вполне типична для периферийной джазовой музыки: находится меценат, его желание подогревает альтруист, а музыкант, особо не рассчитывая на всемирные лавры, радуется возможности оставить документальную фиксацию своих произведений. Насколько важна эта фиксация, красноречиво говорит история челябинского джаза. Практически все его наследие 30-х, 40-х, 50-х и даже 60-х годов ХХ века осталось только в памяти поколений!
Записи и сохраниться-то не могли, потому что их попросту не делали. Век быстрых электронных технологий эту проблему закрыл. Однако так ли много авторской джазовой музыки высокой художественной пробы создается в нашем, в общем, джазовом городе?
Навскидку из современников вспоминаются лишь ансамбли флейтиста Георгия Анохина, гитариста Валерия Сундарева, саксофониста Валерия Нагорного (правда, последние десять лет это уже петербургский музыкант) и наши знакомцы - группа «Лимонное дерево». Но пропорциональна ли степень известности этих музыкантов их талантам?
Ансамбль «Лимонное дерево», кажется, принципиально не стремится влиться в ряды гламурных «селебритис»: не снимается в клипах, не ищет общения с журналистами, не берет штурмом столичные подмостки, не меняет репертуар в угоду вкусам публики. Играет авторскую музыку, спорадически устраивает небольшие концерты. Лаконично, но ярко презентует себя лишь на крупных музыкальных акциях вроде концерта памяти музыкантов или челябинского международного джазового фестиваля. Их творчество пользуется большим уважением коллег как в Челябинске, так и в Москве. Хорошо помню свой разговор с народным артистом России Анатолием Кроллом. Мы стояли с ним за кулисами концертного зала имени Прокофьева, на сцене играла группа «Лимонное дерево»:
- Кто сейчас выступает? - спрашивает меня джазовый мэтр.
- Челябинская группа «Лимонное дерево». За роялем - композитор Константин Щеглов.
- Талантливые ребята! - замечает Кролл и с интересом продолжает слушать.
На отсутствие работы «талантливые ребята» вряд ли пожалуются. Щеглов, Корчагин, Бернштейн, Борискин - без преувеличения, «сливки» регионального джазового движения. Каждый из них участвует одновременно в нескольких известных джазовых проектах, среди которых ансамбль Георгия Анохина «L-band», составы Валерия Сундарева (Щеглов, Бернштейн, Борискин), биг-бэнд заслуженного артиста России Станислава Бережнова, группы «Маэстро Аккордеон» и «Live`R`Pool» (Корчагин) и другие.
Своего рода фильтром, отсеивающим массового слушателя, является само искусство этого коллектива.
- Массовый слушатель пусть слушает массовую музыку, - без тени сомнения заявляет Константин Щеглов. - Для него этой музыки просто навалом! Но у меня всегда внутри живет надежда, что есть клевые люди, интересующиеся сложными формами. Мне хочется «втащить» в джазовую музыку простого человека. Ведь многие люди панически боятся слова «джаз». Они даже не подозревают, что дома или в машине именно джаз и слушают.
Многие темы из альбома «Первый снег» эту педагогическую задачу решают: их вполне можно напеть. Более того, их хочется спеть в прекрасные лирические моменты серых будней.
- Титульная баллада «Первый снег» - пьеса созерцательная, - размышляет мой собеседник. - Она посвящена воспоминаниям о деревне, в которой прошло мое детство. Кстати, от «Первого снега» выстроилась идея оформления альбома. Другая лирическая тема - «Лептонная душа»… (задумчиво). У метафизиков есть концепция, которая так и называется - «лептонная душа».
Это душа любого предмета. Она состоит из частиц - лептонов. Я много думал об этом и написал пьесу…