14 марта в Челябинском театре драмы премьера спектакля по пьесе Питера Устинова «Путешествие в биографию»
Его поставил Сергей Морозов, для которого эта работа тоже своеобразное путешествие в биографию, не только свою, но и своего отца, хорошо известного многим челябинцам режиссера Анатолия Морозова.
Незадолго до премьеры в Союзе театральных деятелей журналисты и завлиты театров в уютной, почти домашней атмосфере попили чаю с Сергеем Анатольевичем и послушали его рассказ о себе и предстоящей премьере.
Так случилось, что первые театральные впечатления Морозова-младшего были связаны с Челябинской драмой, где в 1981-1988 годах работал в качестве приглашенного режиссера Анатолий Морозов.
Сергею было 11 лет, когда семья переехала из Челябинска в Санкт-Петербург. Он окончил режиссерское отделение ЛГИТМиКа (курс Семена Спивака, руководителя Молодежного театра на Фонтанке). Морозову не было и 25, когда он стал главным режиссером Костромского драматического театра («Самый молодой главреж самого старого театра», - шутили в профессиональных кругах). За 7 лет Сергей поставил в Костроме 17 спектаклей. Три сезона работал главным режиссером в драматическом театре Великого Новгорода. Сделав выбор в пользу профессии («в Новгороде я должен был обслуживать областные мероприятия - День электросварщика, юбилей ЗАГСа и прочие»), Сергей Морозов уходит в свободное плавание, что позволило ему найти время, в том числе и для челябинского проекта.
Вообще-то название пьесы Питера Устинова - «Фотофиниш». Театр меняет емкое авторское название на более слащавое и безликое, призванное, видимо, собрать побольше зрителей в зале. «Фотофиниш» превратился в «Путешествие в биографию» (ранее в Челябинской драме название «Пока она умирала» трансформировалось в «Так трепетно счастливы», а «Насильники» - в «Нину. В стране снов»).
Почему именно эта пьеса будет интересна сегодняшнему зрителю? Цитирую Сергея Морозова:
- Мы с Еленой Петровой, директором театра имени Наума Орлова, созванивались, обсуждали. Она попросила: «Хотелось бы, чтобы это было сюжетно, но, с другой стороны, и со смыслом». Эта пьеса давно лежала в моем режиссерском портфеле. Сюжет есть? Есть. Мелодрама есть? Есть. Смыслы есть? Безусловно. Актерские работы есть? Есть. Юмор? Будет.
Сергей Анатольевич, сам того не ведая, очень точно подметил принцип репертуарной политики многих провинциальных (и не слишком хороших столичных) театров: «Чтобы было интересно, но не слишком пошло». Пока у нашей драмы не будет художественного руководителя (или хотя бы главного режиссера с внятной репертуарной политикой), этот принцип будет доминирующим.
В воскресенье актеры показали для журналистов несколько сцен из «Путешествия в биографию». Составить в голове из этих небольших отрывков спектакль, а тем более понять и оценить его очень сложно. И даже для зрителей, которые посмотрят все действо от начала до конца, будет непросто разобраться с персонажами пьесы Питера Устинова.
Имена героев напоминают названия закрытых городов: Сэм, Сэм 60, Сэм 40, Сэм 20, Стелла 40, Стелла 20. Почему так? Главный герой Сэм, 80-летний писатель, несчастный больной старик, встречается с самим собой сначала 60-летним, затем 40-летним, а затем 20-летним. В финале будет еще Сэм-младенец, которого вынесут показать старику. Как от такого не сойти с ума? Но никто не сходит. Сэмы выясняют отношения между собой, и получаются любопытные диалоги о творчестве, любви, успехе, смысле жизни.
Чтобы сделать «игры со временем» еще более затейливыми, Сергей Морозов объединяет двух персонажей в одном актере. Так, сына Сэма Томми и Сэма 20 играет Вадим Долговых, роли Стеллы (жены Сэма) в 20 лет и Элис (девушки Томми) достались Анастасии Пузыревой. И вот главная интрига: Стеллу 40 и просто Стеллу (женщину 80 лет) играют молодые актрисы Наталья Катасонова и Екатерина Зенцова! А в роли 80-летнего Сэма мы увидим Бориса Петрова, биологический возраст которого - 72 года, а реальный меньше, поскольку Борис Николаевич поддерживает хорошую физическую форму. Очень непривычно было видеть этого полного жизненной энергии человека в роли немощного старика с палочкой.
Питерский художник Ирина Бируля придумала декорацию в стиле модерн. В центре комнаты - витраж, в процессе игр со временем он будет вращаться, бликовать, раскалываться на куски. Еще будут прихотливые костюмы и много музыки разных эпох.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве