Архиповского - хэдлайнером Ильменки!
Фигура Алексея Архиповского, у которого на днях был в Челябинске сольный концерт, полностью разрушает миф о том, что людям интересны только раскрученные рок- и поп- группы, и они не готовы слушать высокое, народное, современное. Оказывается, готовы. Готовы покупать недешевые билеты и диски, ехать на один вечер из Миасса, Озерска и других городов области. И готовы толпиться в тесном фойе, полчаса ожидая начала концерта.
Виртуоз, актер, шаман
И вот, наконец, на сцену вышел Алексей Архиповский. Традиция музыканта - играть, ничего не объявляя зрителю. В этот раз Алексею Витальевичу пришлось эту традицию нарушить, поскольку во второй половине первого отделения у балалайки лопнула струна. Он с полминуты поиграл на двух струнах, извинился и объявил антракт.
- Мой сын серьезно занимается игрой на балалайке, - поделилась со мной одна из зрительниц. - Играет виртуозно. Но у Архиповского-то харизма!
Харизма - действительно, одна из составляющих, выделяющая Архиповского среди его мастеровитых коллег. Он, во-первых, актер, превращающий каждую сыгранную вещь в моноспектакль, а во-вторых, шаман.
В зале были люди, находившиеся в состоянии, близком к трансу. В соседнем со мной ряду мужчина на тремоло, отсылающем к русской «Дубинушке», в полном забытьи стал «подыгрывать» Архиповскому на воображаемом рояле.
Есть еще одна, на мой взгляд, самая значительная сторона Алексея Архиповского, о которой меньше всего говорят. Он очень талантливый композитор, пишущий (а точнее, создающий, поскольку нот Архиповский не признает) музыку, интересную как неофиту, так и подготовленному слушателю. Многие композиции пронизаны яркими, свежими мелодиями, которые можно если не напеть, то, по крайней мере, воспроизвести в своем воображении. Вы можете и сами послушать их, набрав имя Архиповского в Интернете. На концерте он сыграл немногим больше того, что гуляет по Сети: авторские композиции - товар штучный. Но аудио и даже видео дают очень слабое представление о том, что на самом деле происходит в зрительном зале.
В первом отделении Алексей Витальевич завоевывает внимание зрителя виртуозными пассажами, узнаваемыми цитатами и музыкально-цирковыми трюками. Ловит воображаемую муху, кладет щеку на правую руку, продолжая извлекать звуки одной левой, играет за спиной и прочее. На большом экране в глубине сцены крупным планом показываются балалайка и руки музыканта. Во втором отделении Архиповский меняет нарядную с рисунком рубашку на черную водолазку с высоким воротником. Экран гаснет, и зрители, почти в полной темноте, видят только инструмент, руки и лицо балалаечника.
Жена-звукооператор
На всех концертах у Алексея Витальевича неизменный звукооператор - его жена Светлана. Она, дипломированная актриса, свою жизнь решила посвятить мужу, и как звукооператор достигла определенных высот. После концерта к ней подходили молодые люди и искренне говорили: «Спасибо за звук», после чего начинали задавать профессиональные вопросы.
- Хорошего звука добиться всегда сложно. Сегодня была большая проблема подключить мониторы. Они не работали в нужном нам режиме. А сейчас еще и струна порвалась.
- Разве это не было подготовлено? Музыкант рвет струну и уходит на антракт?
- Отличная идея! (смеется). Но нет, это было совершенно не запланировано. Струны часто рвутся, обычно не выдерживает первая, самая тоненькая. А чтобы жилка порвалась - такое бывает очень редко. Город сложный получился, хотя люди самые доброжелательные и самая теплая публика.
- Как давно вы ездите с сольными концертами?
- Два года. Сначала Алексей выступал на фестивалях, у него было всего несколько композиций. Потом, когда стало очевидно, что в какой-то момент нужно выходить с сольным концертом, программа создалась в течение трех-четырех лет.
- Когда Алексей работал сначала в смоленском оркестре, потом в оркестре «Россия», он как бы жил двойной жизнью?
- Получается, что так. В свободное от репетиций время играл для себя, и это продолжалось по 16, а иногда и по 20 часов в день. А сейчас мы, как видите, связались со звуковой аппаратурой, и это отнимает много времени и сил (Алексей первым из музыкантов «озвучил» балалайку. На каждую струну он поставил пьезодатчик, многократно усиливающий звук. - Авт.). На гитару работает много фирм, а на балалайку - умельцы. Один из них - Валерий Свистунов. До сих пор они с Алексеем что-то ищут, и никак не могут найти: муж все равно не доволен звуком. Болгары подключились, будем англичан привлекать. То, что звучит сейчас, - не совсем то, что ему хотелось бы.
- А чего не хватает?
- Волшебства. Атмосфера получается немного жесткая. Конечно, у людей, которые в первый раз слышат Архиповского, и это вызывает шок. Но мы-то знаем, как должно звучать на самом деле.
- Как реагируют иностранцы, когда слышат балалайку?
- Они даже не знают, что это такое. В Америке, например, некоторые ее ни разу не видели. На Западе мы еще с сольными концертами не были, только участвовали в нескольких музыкальных фестивалях.
Люди, конечно, ошарашены тем, что один человек выходит на сцену вместо банды из пяти-шести музыкантов, и начинает что-то вытворять. «Кто это, что за инструмент у него в руках?», обычно такие вопросы задают.
Дна по-прежнему не вижу
Вместе со Светланой мы после концерта пробрались за кулисы к Алексею Витальевичу.
- В Гнесинском училище вы закончили фактически два отделения - народных инструментов и эстрадное, поскольку много общались со студентами эстрадного отделения.
- В общем, да. Но на самом деле мое основное образование было уже после учебы в училище, когда я работал в смоленском оркестре народных инструментов у Виктора Павловича Дубровского. Это был мастер, который в нашем деле крайне редок. Маэстро мирового уровня.
- И смоленский оркестр он создал фактически с нуля.
- Из никого, 99 процентов людей там играть не умели. Дубровский оканчивал дирижерский факультет вместе с Геннадием Рождественским и Евгением Светлановым, руководил госоркестром Беларуси. Волею судьбы он оказался в местах не столь отдаленных под Смоленском. И там начал все заново, фактически воскрешаясь из мертвых.
Виктор Павлович давал мне возможность между пьесами играть одному. Исчерпав нотный материал, я начал придумывать свои истории. Они постепенно обрастали, увеличивались во времени, мне стало интересно открывать новые возможности в инструменте.
- Как часто вам удается сочинить новую композицию?
- Чаще приходят на ум не сами композиции, а идеи, которые потом разрабатываются годами. Пьеса, рожденная сразу, - большая редкость. Такова «Золушка» - я играл ее в финале челябинского концерта.
- Вопрос, который задают в вашей группе Вконтакте. Где взять ноты Архиповского и можно ли играть его произведения кому-то кроме него самого?
- Нет проблем, пускай все играют то, что играю я. Просто я ничего не записываю нотами. Желающие не будут испытывать особых проблем, чтобы «снять» этот материал.
- Мне очень понравилась ваша мысль о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн. Это подметили вы или ваши предшественники?
- Господин Андреев, когда создавал инструмент, вытащив его из деревни, видимо, заложил такую возможность. Я обнаружил инструмент уже в таком красочном разнообразии и просто пользуюсь этим. Краски разные, это два характера, они переплетаются. Вообще, на самом деле, балалайка - единственный инструмент, который при таком ограниченном количестве струн имеет столько возможностей.
- А диапазона вам не маловато?
- Иногда маловато, но что делать. Я как-то в Китае выступал с одним дедушкой, который играл на их народном инструменте. Там была только одна струна и смычок, завязанный в этой струне. Дедушка выводил очень прихотливые вещи. Этому искусству они учатся годами, если не жизнями. Так что не все зависит от количества струн или диапазона.
- Строй вашей балалайки традиционный русский. Он и есть самый рациональный?
- Балалайка до Андреева насчитывала около 14 строев по разным деревням. Я предполагаю, что все играли так, как настроят на слух. Бренчали кто пальцем, кто петелькой от струны. У кого-то струны были железные, у кого-то - жильные. А я взял инструмент, который Андреев сделал с Налимовым. Прошел академическую школу, вдоволь наигрался и Моцарта, и Баха.
- И как вы оцениваете опыты «классика на балалайке»?
- В виде учебного пособия это здорово. Но как выживаемость инструмента, я не думаю, что это удачная мысль. Нужно создавать оригинальный материал, который инструмент может выразить своими красками, и не пытаться пародировать скрипку или фортепиано.
- Вы говорите, что играете рок на балалайке в шутку. Дескать, можно и так. А какие стили балалайке особенно удаются?
- Никто, в том числе и я сам, не может определить мою жанровую направленность. То ли это постмодернизм, то ли джаз, то ли фолк. Играю, что душа просит, а как это назовут, меня мало касается.
- Кто, на ваш взгляд, открывает другие инструменты так же как вы - балалайку?
- Украинец Энвир Измайлов, играющий в непривычном стиле тэппинга на гитаре. Он играет на ней, как на пианино. Иван Смирнов очень интересно открыл гитару в русских красках.
- Артем Липатов на вашем сайте писал: страшно подумать, куда дальше будет развиваться Архиповский. А как вы строите свои планы?
- Не намерен делать ничего другого, кроме как развивать инструмент. Чувствую, что я лишь слегка коснулся того, на что он способен. Дна по-прежнему не вижу, иначе бы не играл.
- А вам не хочется под брендом «Архиповский» продвигать других молодых музыкантов?
- Опытные братья-музыканты говорят: «Есть период, когда ты один и тебе это нравится. Потом это у тебя пройдет, и ты начнешь привлекать других». Пока мне интересно играть одному.
Алексей Архиповский не всегда выступает один. Он открыл еще одну грань балалайки как инструмента, аккомпанирующего авторам-исполнителям большого стиля. Таким, как Андрей Козловский или Ирина Богушевская. Был у него и опыт выступления на Грушинском фестивале. В связи с чем появилась идея: а почему бы не пригласить этого мастера на наш Ильменский фестиваль в качестве хэдлайнера (главного гостя)?
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве