Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Архиповского - хэдлайнером Ильменки!

15.03.2012
Фигура Алексея Архиповского, у которого на днях был в Челябинске сольный концерт, полностью разрушает миф о том, что люди не готовы слушать высокое, народное, современное

Фигура Алексея Архиповского, у которого на днях был в Челябинске сольный концерт, полностью разрушает миф о том, что людям интересны только раскрученные рок- и поп- группы, и они не готовы слушать высокое, народное, современное. Оказывается, готовы. Готовы покупать недешевые билеты и диски, ехать на один вечер из Миасса, Озерска и других городов области. И готовы толпиться в тесном фойе, полчаса ожидая начала концерта.

Виртуоз, актер, шаман

И вот, наконец, на сцену вышел Алексей Архиповский. Традиция музыканта - играть, ничего не объявляя зрителю. В этот раз Алексею Витальевичу пришлось эту традицию нарушить, поскольку во второй половине первого отделения у балалайки лопнула струна. Он с полминуты поиграл на двух струнах, извинился и объявил антракт.

- Мой сын серьезно занимается игрой на балалайке, - поделилась со мной одна из зрительниц. - Играет виртуозно. Но у Архиповского-то харизма!

Харизма - действительно, одна из составляющих, выделяющая Архиповского среди его мастеровитых коллег. Он, во-первых, актер, превращающий каждую сыгранную вещь в моноспектакль, а во-вторых, шаман.

В зале были люди, находившиеся в состоянии, близком к трансу. В соседнем со мной ряду мужчина на тремоло, отсылающем к русской «Дубинушке», в полном забытьи стал «подыгрывать» Архиповскому на воображаемом рояле.

Есть еще одна, на мой взгляд, самая значительная сторона Алексея Архиповского, о которой меньше всего говорят. Он очень талантливый композитор, пишущий (а точнее, создающий, поскольку нот Архиповский не признает) музыку, интересную как неофиту, так и подготовленному слушателю. Многие композиции пронизаны яркими, свежими мелодиями, которые можно если не напеть, то, по крайней мере, воспроизвести в своем воображении. Вы можете и сами послушать их, набрав имя Архиповского в Интернете. На концерте он сыграл немногим больше того, что гуляет по Сети: авторские композиции - товар штучный. Но аудио и даже видео дают очень слабое представление о том, что на самом деле происходит в зрительном зале.

В первом отделении Алексей Витальевич завоевывает внимание зрителя виртуозными пассажами, узнаваемыми цитатами и музыкально-цирковыми трюками. Ловит воображаемую муху, кладет щеку на правую руку, продолжая извлекать звуки одной левой, играет за спиной и прочее. На большом экране в глубине сцены крупным планом показываются балалайка и руки музыканта. Во втором отделении Архиповский меняет нарядную с рисунком рубашку на черную водолазку с высоким воротником. Экран гаснет, и зрители, почти в полной темноте, видят только инструмент, руки и лицо балалаечника.

Жена-звукооператор

На всех концертах у Алексея Витальевича неизменный звукооператор - его жена Светлана. Она, дипломированная актриса, свою жизнь решила посвятить мужу, и как звукооператор достигла определенных высот. После концерта к ней подходили молодые люди и искренне говорили: «Спасибо за звук», после чего начинали задавать профессиональные вопросы.

- Хорошего звука добиться всегда сложно. Сегодня была большая проблема подключить мониторы. Они не работали в нужном нам режиме. А сейчас еще и струна порвалась.

- Разве это не было подготовлено? Музыкант рвет струну и уходит на антракт?

- Отличная идея! (смеется). Но нет, это было совершенно не запланировано. Струны часто рвутся, обычно не выдерживает первая, самая тоненькая. А чтобы жилка порвалась - такое бывает очень редко. Город сложный получился, хотя люди самые доброжелательные и самая теплая публика.

- Как давно вы ездите с сольными концертами?

- Два года. Сначала Алексей выступал на фестивалях, у него было всего несколько композиций. Потом, когда стало очевидно, что в какой-то момент нужно выходить с сольным концертом, программа создалась в течение трех-четырех лет.

- Когда Алексей работал сначала в смоленском оркестре, потом в оркестре «Россия», он как бы жил двойной жизнью?

- Получается, что так. В свободное от репетиций время играл для себя, и это продолжалось по 16, а иногда и по 20 часов в день. А сейчас мы, как видите, связались со звуковой аппаратурой, и это отнимает много времени и сил (Алексей первым из музыкантов «озвучил» балалайку. На каждую струну он поставил пьезодатчик, многократно усиливающий звук. - Авт.). На гитару работает много фирм, а на балалайку - умельцы. Один из них - Валерий Свистунов. До сих пор они с Алексеем что-то ищут, и никак не могут найти: муж все равно не доволен звуком. Болгары подключились, будем англичан привлекать. То, что звучит сейчас, - не совсем то, что ему хотелось бы.

- А чего не хватает?

- Волшебства. Атмосфера получается немного жесткая. Конечно, у людей, которые в первый раз слышат Архиповского, и это вызывает шок. Но мы-то знаем, как должно звучать на самом деле.

- Как реагируют иностранцы, когда слышат балалайку?

- Они даже не знают, что это такое. В Америке, например, некоторые ее ни разу не видели. На Западе мы еще с сольными концертами не были, только участвовали в нескольких музыкальных фестивалях.

Люди, конечно, ошарашены тем, что один человек выходит на сцену вместо банды из пяти-шести музыкантов, и начинает что-то вытворять. «Кто это, что за инструмент у него в руках?», обычно такие вопросы задают.

Дна по-прежнему не вижу

Вместе со Светланой мы после концерта пробрались за кулисы к Алексею Витальевичу.

- В Гнесинском училище вы закончили фактически два отделения - народных инструментов и эстрадное, поскольку много общались со студентами эстрадного отделения.

- В общем, да. Но на самом деле мое основное образование было уже после учебы в училище, когда я работал в смоленском оркестре народных инструментов у Виктора Павловича Дубровского. Это был мастер, который в нашем деле крайне редок. Маэстро мирового уровня.

- И смоленский оркестр он создал фактически с нуля.

- Из никого, 99 процентов людей там играть не умели. Дубровский оканчивал дирижерский факультет вместе с Геннадием Рождественским и Евгением Светлановым, руководил госоркестром Беларуси. Волею судьбы он оказался в местах не столь отдаленных под Смоленском. И там начал все заново, фактически воскрешаясь из мертвых.

Виктор Павлович давал мне возможность между пьесами играть одному. Исчерпав нотный материал, я начал придумывать свои истории. Они постепенно обрастали, увеличивались во времени, мне стало интересно открывать новые возможности в инструменте.

- Как часто вам удается сочинить новую композицию?

- Чаще приходят на ум не сами композиции, а идеи, которые потом разрабатываются годами. Пьеса, рожденная сразу, - большая редкость. Такова «Золушка» - я играл ее в финале челябинского концерта.

- Вопрос, который задают в вашей группе Вконтакте. Где взять ноты Архиповского и можно ли играть его произведения кому-то кроме него самого?

- Нет проблем, пускай все играют то, что играю я. Просто я ничего не записываю нотами. Желающие не будут испытывать особых проблем, чтобы «снять» этот материал.

- Мне очень понравилась ваша мысль о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн. Это подметили вы или ваши предшественники?

- Господин Андреев, когда создавал инструмент, вытащив его из деревни, видимо, заложил такую возможность. Я обнаружил инструмент уже в таком красочном разнообразии и просто пользуюсь этим. Краски разные, это два характера, они переплетаются. Вообще, на самом деле, балалайка - единственный инструмент, который при таком ограниченном количестве струн имеет столько возможностей.

- А диапазона вам не маловато?

- Иногда маловато, но что делать. Я как-то в Китае выступал с одним дедушкой, который играл на их народном инструменте. Там была только одна струна и смычок, завязанный в этой струне. Дедушка выводил очень прихотливые вещи. Этому искусству они учатся годами, если не жизнями. Так что не все зависит от количества струн или диапазона.

- Строй вашей балалайки традиционный русский. Он и есть самый рациональный?

- Балалайка до Андреева насчитывала около 14 строев по разным деревням. Я предполагаю, что все играли так, как настроят на слух. Бренчали кто пальцем, кто петелькой от струны. У кого-то струны были железные, у кого-то - жильные. А я взял инструмент, который Андреев сделал с Налимовым. Прошел академическую школу, вдоволь наигрался и Моцарта, и Баха.

- И как вы оцениваете опыты «классика на балалайке»?

- В виде учебного пособия это здорово. Но как выживаемость инструмента, я не думаю, что это удачная мысль. Нужно создавать оригинальный материал, который инструмент может выразить своими красками, и не пытаться пародировать скрипку или фортепиано.

- Вы говорите, что играете рок на балалайке в шутку. Дескать, можно и так. А какие стили балалайке особенно удаются?

- Никто, в том числе и я сам, не может определить мою жанровую направленность. То ли это постмодернизм, то ли джаз, то ли фолк. Играю, что душа просит, а как это назовут, меня мало касается.

- Кто, на ваш взгляд, открывает другие инструменты так же как вы - балалайку?

- Украинец Энвир Измайлов, играющий в непривычном стиле тэппинга на гитаре. Он играет на ней, как на пианино. Иван Смирнов очень интересно открыл гитару в русских красках.

- Артем Липатов на вашем сайте писал: страшно подумать, куда дальше будет развиваться Архиповский. А как вы строите свои планы?

- Не намерен делать ничего другого, кроме как развивать инструмент. Чувствую, что я лишь слегка коснулся того, на что он способен. Дна по-прежнему не вижу, иначе бы не играл.

- А вам не хочется под брендом «Архиповский» продвигать других молодых музыкантов?

- Опытные братья-музыканты говорят: «Есть период, когда ты один и тебе это нравится. Потом это у тебя пройдет, и ты начнешь привлекать других». Пока мне интересно играть одному.

Алексей Архиповский не всегда выступает один. Он открыл еще одну грань балалайки как инструмента, аккомпанирующего авторам-исполнителям большого стиля. Таким, как Андрей Козловский или Ирина Богушевская. Был у него и опыт выступления на Грушинском фестивале. В связи с чем появилась идея: а почему бы не пригласить этого мастера на наш Ильменский фестиваль в качестве хэдлайнера (главного гостя)?

Комментарии
Статья хорошая и содержательная. Большой respect Архиповскому, меня всегда удивляют музыканты выбирающие инструменты с малыми диапазонами, я например хотел бы в будущем приобрести Стик, Варр гатару или Мобиус Мегатар !
Игорь
20.07.2014 17:46:09