В Челябинске проходит православная выставка
В Областном краеведческом музее до 15 апреля проходит выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке», посвященная духовной стойкости верующих, ценности которых были объявлены вне закона.
Для тех, кто не погружен в тему, выставка может показаться сухой и невыразительной - в стеклянных витринах документы, метрические книги и почти нет вещей. Но такое ощущение пропадает, когда вникнешь в проблему, осознаешь, сколь трудно было сохранить те крупицы, которые представлены в экспозиции, ведь каждая из них - это своеобразный подвиг сохранившего его человека. Во времена, когда за хранение Евангелия могли «впаять антисоветчину», верить, а тем более отправлять богослужения, было опасным подвижничеством, а все, кто пострадал за веру от советской власти, почитаются почти что мучениками. У этих людей была непростая судьба, отраженная пусть и совсем в небольшом количестве экспонатов.
Научный сотрудник краеведческого музея, историк Николай Антипин отметил:
- На этой выставке, на мой взгляд, собраны предметы уникальные. Особенно это касается документов. Я не первый год работаю в этой сфере, но прежде не удавалось увидеть подобного. Все заведенные дела хранились в архивах ФСБ, и только во время политического потепления их смог заполучить областной архив. А ведь это более 40000 до сих пор почти не изученных дел! Бытовые предметы того времени - также большая редкость. Тогда все предметы, имеющие отношение к вере, целенаправленно уничтожались. То, что оказалось сохранено, берегли маленькие общины верующих под страхом арестов. Так что выставка - это уникальный пример исторических свидетельств того периода истории Русской православной церкви, который только начинают изучать.
Экспозиция разделена на три периода. Первый - время красного террора. Здесь истории расстрелянных «вредителей» - городских и сельских священников, которые, возможно, и не были против советской власти, но считались преступниками как носители веры. Здесь же совершенно секретное письмо Владимира Ленина ближайшим сторонникам под заголовком «Надо именно теперь проучить эту публику…», призывающее к самым решительным расправам над духовенством и изъятию церковных ценностей.
Среди тяжелых и печальных историй о судьбах священников высокого ранга, совершивших немало деяний подчас героических, меня поразила краткая справка о судьбе священника Федора Суханова. Родившийся в крестьянской семье, трудясь кузнецом, он самостоятельно изучил священные тексты. Через некоторое время его заметили и предложили служение церкви в качестве священника. Его церковь находилась в Харлушах. Когда началась гражданская война, Федор Суханов защищал своих прихожан от белогвардейцев, за что неоднократно был избит. Но помог некоторым своим односельчанам избежать суда и смерти. С приходом большевистской власти, несмотря на происхождение, свидетельские показания и подписи его доброхотов, он был приговорен к «разстрелу» (так в документе). После его смерти в харлушинской церкви открыли кузницу… Просто поразительно, как была несокрушима молодая большевистская власть в своей упорной борьбе с верой. Такие истории заставляют иначе взглянуть на сухие метрические книги, где записаны имена священников с пометкой «расстрелян» напротив фамилии.
Еще два периода, охваченных выставкой, - время войны, когда существовали подпольные церкви, в которых по-прежнему крестили, венчали, причащали. После войны и даже во времена оттепели ситуация не улучшилась - напротив, теперь уничтожались не только церкви и люди, но и любой намек на церковную литературу. Евангелие печатали под видом партбилетов. Был и религиозный тамиздат и самиздат. За книгу или открытку религиозного содержания можно было попасть в лагерь. Но даже и лагеря не ломали верующих. Многие из тех, кому удалось выжить, называют это время периодом глубочайшей и напряженнейшей духовной жизни.
Одна из организаторов выставки, сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Оксана Иванова рассказывает:
- Концепция выставки - это отражение духовного сопротивления на протяжении всего XX века. Перед нами свидетельства особого качества веры и молитвы. Этот опыт конгениален и в рамках культурного опыта страны сопоставим с такими явлениями, как русская литература и иконопись. На сегодняшний день он мало изучен. Я полагаю, он должен стать известен всему миру, должен подавать пример борьбы с давлением. Тогда давление было другим - террор и насилие. Та охота, которая велась во времена СССР за носителями духовной традиции, тем не менее, не уничтожила их. По-прежнему мы помним их и знаем их преемников. А традиция русской духовности и неперемолотости должна стать для России важным опытом. Страна не возродится без покаяния. Воздержавшись от обвинений, мы должны распознать зло и добро в прошлом нашей страны, чтобы идти дальше.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве