В Челябинске проходят две новые выставки: «Хлеб да соль» Виктора Скобелева и «Русская провинция»
В Выставочном зале Союза художников - две новые выставки: «Хлеб да соль» Виктора Скобелева и «Русская провинция». Обеим не хватило придирчивого взгляда со стороны.
- Все-таки реализм - вещь хорошая. Давай съездим на Еловое!
- А что, давай. Разоримся, путевочку купим.
Из разговора двух женщин у картины Сергея Селиверстова «Березы и камни».
«Русская провинция» (это творческое объединение пяти художников - Сергея Селиверстова, Василия Соловьева, Дмитрия Сурина, Светланы Терехиной и Василия Худякова) настойчиво приглашает вырваться из цепких объятий мегаполиса. Куда угодно: в заброшенный деревенский дом, на утопающую в летней листве академическую дачу, в маленький старорусский городок или к реке Ай, вдохновившей Дмитрия Сурина на серию пейзажей.
Все «провинциалы» пишут в реалистическом стиле. Некоторые картины как будто пришли к нам из XIX века, и именно этим они будут дороги постоянному зрителю выставочного зала. В некоторых работах просматривается ностальгия по соцреализму. Сергей Селиверстов в 2012 году написал картину «Победители», где двое бравых молодцев стоят у сельпо, а над ними надпись - «Пятилетку в четыре года!» Это живопись на грани фола. А вот «Доярка», «Знойный день» и «Сеновал» Светланы Терехиной - уже за этой гранью. Чтобы увидеть такое, не нужно ходить в выставочный зал, можно прийти на Кировку или к бывшему кинотеатру «Родина».
Художник, конечно, менее всего виноват в своих неудачах. Виноват выставочный комитет или искусствовед-куратор, но таковые с «Русской провинцией» не работали. У одних художников хватило чувства меры и вкуса, у других - нет.
Чувство меры подвело и Виктора Скобелева. Для экспозиции в малом зале он отобрал 101 работу. Картины висят вплотную. При этом свежих идей, приемов и сюжетов не так уж много. Вот и получаются: «Апрельская сирень» и «Сирень вечерняя», «Букет» и «Праздничный букет», «Нежные лилии» и «Пионы». Добавьте к этому «Полевые цветы» и «Астры» - и голова начнет кружиться, как от лилейного запаха.
Надо отдать должное мастеровитости Виктора Скобелева. Он - носитель уникальной техники нанесения краски не кистью, а мастихином, что создает невероятные по силе воздействия эффекты в некоторых картинах. Скобелев одним из первых в Челябинске начал работать с акриловыми красками и до сих пор остается лидером в этой технологии. Владеет всеми стилями - от реализма до абстракционизма. Очень интересно работает с формой, встраивая сюжет («Квазимодо и Эсмеральда», «Царь», «Музыка», «Прима») в вертикальные полосы-жалюзи. Но временами соблазн растиражировать удачно найденное решение одолевает художника, и картины становятся похожими друг на друга. Писать такие картины можно сколь угодно, а вот приносить на персональную выставку вряд ли стоит.
У полотен Виктора Скобелева есть еще одна проблема. Нарядный и дорогой багет, в который они одеты, слишком громко заявляет о себе. А порой просто диссонирует со стилем: на холсте - абстракция, а на багете - цветочки. Ко мне подошла женщина, та самая, что предлагала своей подруге отправиться на Еловое:
- Картину нельзя перегружать рамкой. Рамка должна дополнять, но не выделяться. А тут такой перегруз идет, что картину не видишь.
А еще эта женщина вдруг сообщила мне, что ни один из написанных букетов не купит. Вот оно, оказывается, как: художник тянется к зрителю, а тот - к настоящему искусству.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве