Grammar Nazi — ценители концентрированного Розенталя

Grammar Nazi — ценители концентрированного Розенталя

В тот момент, когда в Россию пришел Интернет, мы начали забывать правила родного слова. Вспомните, как пишут в Сети: ошибки, описки, знаки препинания в неожиданных местах, а там, где нужно они отсутствуют. Молодежное движение Grammar Nazi поставило перед собой цель - уберечь великий русский язык от безвозвратной деградации, соорудив заслон перед убогой, полной неграмотности речи из глобальной паутины.

Битва за буквы

Предпосылкой появления Grammar Nazi можно считать момент, когда в Сети появился термин «школьник». Так именовали вначале непосредственно молодого человека или девушку, которые находятся в школьном возрасте, а значит, в силу этого обстоятельства не обладают достаточной выдержкой и мудростью в споре, значительным объемом знаний, зато отличаются самоуверенностью и неграмотной речью. Однако потом оказалось, что среди тех, кто еще не получил аттестата о среднем образовании, есть и разумные, и начитанные, и грамотные люди, а вот всеми вышеперечисленными качествами может обладать и вполне взрослый, но малокультурный человек. Термин никто не отменил. Но теперь школьником стала называться незрелая в умственном и культурном отношении личность. Ее главными признаками считаются самоуверенность и тотальная безграмотность. Зато школьники по возрасту стали всеми силами доказывать: они вовсе не такие уж «школьники».

Вскоре появились Grammar Nazi - последователи движения за чистоту родной речи. Как ни странно, первыми и самыми ярыми среди них оказались именно школьники и студенты, видимо, в силу того, что правила родного языка для них свежи и не так забыты, как более взрослыми пользователями Сети. К тому же стремление отмыться от предвзятого отношения к себе и, конечно, уважение к языку делают их особенно ярыми сторонниками движения. Кстати, Grammar Nazi отстаивают грамотность не только русской речи: братья-славяне защищают свои украинский и белорусский языки с двойным усердием, желая восстановить самостийность. Grammar Nazi воинственно обороняют каждую букву и каждую запятую, дабы они не потерялись и появились ровно на своем месте.

Последователи движения встают на защиту правил русского языка, вслед за известными лингвистами прошлого заявляя: неграмотная речь - это неуважение к собеседнику. В любом споре, как сетевом, так и реальном, их легко узнать. Они бьются не на жизнь, а на смерть за верно поставленное ударение или орфографическую грамотность, в чем непримиримы.

Их символикой стали атрибуты фашисткой Германии. Казалось бы, оксюморон - движение за русскую речь выбрало милитаризированную символику немецких фашистов. Видимо, в знак собственной непримиримости.

Речь - это сексуально

Несомненно, Grammar Nazi в некотором роде явление шуточное, что, впрочем, неудивительно: смех - один из двигателей современной культуры. Но со стороны иногда это выглядит жутко. Конечно, забавно назвать апологета лингвистики Розенталя фюрером, раздавать звания СС в зависимости от профессионализма владения языком и переделать фашистский флаг под символ Grammar Nazi. Но иногда задумываешься: а не перешли ли ребята в своем воинственном юморе слишком много границ?

Правильной речью Grammar Nazi упиваются, получают от нее истинное удовольствие, может, потому, что она действительно редка. Поэтому в данных кругах ее принято считать сексуальной. Чистота языка завораживает и облагораживает, она звенит хрусталем столь упоительно, что на ее фоне стандартная речь Интернета - мелкое и неприятное дребезжание, которое хочется прекратить, разбить на мелкие осколки. Именно так и поступают Grammar Nazi, завидев, что кто-то «обидел» родной язык.

Однако приведет ли к очищению языка такое агрессивное поведение? Привлечет ли на путь истинный заблудшие души тех, кто позабыл правила орфографии и пунктуации? Мы решили расспросить о движении администратора группы Grammar Nazi «Вконтакте». Он пожелал быть представленным ником, под которым его знают соратники, - Sweet Unicorn.

- Каков примерно возрастной состав у участников движения?

- В движении участвуют девушки и парни от 14 до 20 с небольшим. Это не значит, что представителей других поколений там не встретить. Есть почти все возрастные категории, но в основном участникам именно от 14 лет и немного больше.

- Не является ли символика движения очень радикальной? Как относиться к тому, что она по сути весьма агрессивна?

- Используя ярко выраженную символику, по своему дизайну схожую со знаменами НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. - Авт.), мы оставляем след в подсознании людей. А идея движения захватывает дух многих пользователей сети. Многим, конечно, она не нравится, но есть и поклонники.

- Почему Grammar Nazi нетерпимы к тем, кто пишет неправильно? Нет ли в этом высокомерия?

- Не вижу тут никакого высокомерия. Представители правоохранительных органов, например, нетерпимы к нарушителям закона, разве это высокомерие? Нет, это просто уважение к правилам русского языка, дань уважения русскому языку. Грамотно написанный текст и читать приятнее.

- Как вы думаете: большинство Grammar Nazi - филологи? Или это движение не зависит от уровня образования и специальности участников?

- Да, среди участников движения много филологов. Это объясняется тем, что русский язык - их профессия. Но все же они не представляют большинства. Движение не зависит от профессионального выбора.

- Как думаете, Grammar Nazi действительно удастся что-то изменить в неграмотном языке Интернета?

- Думаю, что да. Grammar Nazi - храм грамотности в Интернете. С каждым днем у нас все больше и больше подписчиков, а это значит, что люди этим интересуются, им небезразличен родной язык. Многие учатся писать грамотно, им дают советы, исправляют, самое главное - людям это интересно. Поэтому какие-то изменения уже произошли, а неграмотной речи стало хоть ненамного, но меньше.

Ломка символов

Получается, в пику старшему поколению, любящему твердить «а вот мы в ваше время» и сетующему о страдающей молодежной культуре, нынешние школьники и студенты за культуру и патриотизм яростно борются. Но есть и другая точка зрения. Ее озвучила кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка ЧелГУ Людмила Месеняшина:

- Любое агрессивное сообщество выдает потребность в самоутверждении его участников, - говорит Людмила Александровна. - С одной стороны, стремление этого движения понятно: хочется противостоять постоянному воздействию Интернета с его лингвистическим разгулом и языковым беспределом. А разгул и беспредел торжествуют в Сети, поскольку пользователи зачастую не задумываются над уровнем культуры, не считают зазорным использовать любые выражения и культивировать вольное отношение к нормам речи. Однако в той же Сети немало людей, которые понимают, что такое речевая культура, поэтому их желание протестовать мне понятно. Однако есть и другая сторона: символика и название, выбранные группой, - серьезный симптом того, что этико-эстетическая функция многих культурных символов сознательно искажается. Этот признак заметен не только в случае Grammar Nazi - во всей культуре. Если даже обратиться к современным супергероям, можно увидеть, что они ломают нормальное значение символов. К примеру, Бэтмен - это по сути летучая мышь, традиционный символ темных сил. Тенденция к толерантности смещает традиционные этические схемы. Таким образом, люди, стремящиеся к повышению уровня национальной культуры (например, Grammar Nazi), обращаются к разрушительным для нее атрибутам, которые этой культуре противопоставлены. В результате и нас примиряют с этими символами. Несомненно, это вредный процесс, ведь культура в первую очередь мера хорошего и плохого, ориентир, с которого нельзя сбиваться.

- Но ведь Grammar Nazi имеют этически верные цели…

- Да, с одной стороны, это движение призывает к верным целям, но то, как оно организовано (а оно, несомненно, имеет элементы организации), мне определенно не нравится. Символы, агрессивная направленность сообщества могут исказить видение людей с правильными моральными ориентирами. Вообще, российский Интернет - это область, где нет юридического оформления нравственных ориентиров, нет контроля над допустимостью определенных речей. К примеру, во Франции запрещено отрицание геноцида армян. Нам тоже во многом не хватает таких вот запретов. Кстати, с будущего года на филологическом факультете ЧелГУ появится специальность - лингвокриминалистика. По ней будут обучать специалистов, способных профессионально разобраться: что допустимо в публичных высказываниях с точки зрения законодательства, а что нет?

Оказывается, даже у такой, казалось бы, высокой и благородной цели, как сохранение родного языка, есть свои оборотные стороны. Есть над чем задуматься. Законы Интернета, как законы джунглей, - выживает сильнейший. А Grammar Nazi пока живут и множатся. Хорошо бы еще в этих законах не было противоречий. Первое правило определения «школьника» - неграмотная речь. Но есть и еще критерии. Среди них выделяется следующий: «если «школьник» не знает, что противопоставить собеседнику, он указывает на то, что оппонент пишет с ошибками. Разве не этим занимаются Grammar Nazi?

VK31226318