Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Курьерская служба сколько: подробное описание тут.
Доставка молока на дом - узнать на сервисе Юду.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Парадоксы Элисо

25.04.2012
Элисо Вирсаладзе, одна из самых ярких представителей мировой пианистической элиты, дала в Челябинске концерт и мастер-класс.

Элисо Вирсаладзе, одна из самых ярких представителей мировой пианистической элиты, дала в Челябинске концерт и мастер-класс.

- Очень трудно говорить о совершенстве, - призналась музыковед Татьяна Михайловна Синецкая, - после концерта хочется одного: донести и не растерять.

В зале имени Прокофьева Элисо Константиновна вместе с симфоническим филармоническим оркестром Адика Абдурахманова играла третий концерт Бетховена и ля минорный концерт Шумана.

- Она даже сумела между двумя такими разными концертами мостик провести, - замечает Татьяна Синецкая. - В финале шумановского концерта кульминация была почти что бетховенская.

- В контексте сегодняшней ситуации в искусстве Вирсаладзе - личность раритетная, - констатирует Евгений Александрович Левитан, заведующий кафедрой специального фортепиано. - Очень многие сегодня преследуют одну цель - показать себя, а для нее самое важное - раскрыть замысел автора. А это огромный труд, нашуметь гораздо проще.

- В ее игре поражает сочетание романтической эмоциональности и классической строгости формы, - считает Татьяна Синецкая. Шумана сегодня многие играют порывисто, сумбурно. А у нее - чувство меры во всем.

Татьяна Михайловна в своем мнении не одинока. Про Элисо пишут: «Ее чувства тем сдержаннее, чем они сильнее, темперамент тем дисциплинированнее, чем жарче. Кипящая лава, а сверху семь броней». Очень интересно наблюдать за ее лицом во время концерта: с первых же звуков оркестра Элисо Константиновна включается в музыку, кажется, что она играет даже тогда, когда рояль молчит.

А после концерта был подробнейший (с десяти утра до трех часов дня) мастер-класс в Челябинской академии культуры и искусств. С первой же секунды стало понятно: если в творчестве Элисо космос, то в жизни она очень твердо стоит на земле.

- Где у вас тут розетка? - поинтересовалась первым делом. - Мне надо зарядить телефон.

Звук она, в отличие от некоторых слушателей в филармонии, отключила. От такого мастер-класса удовольствие получаешь ничуть не меньшее, чем от концерта. Тургеневское «Талант - это подробность» в полной мере применимо к Вирсаладзе-педагогу. Со студентами (Диана Сахутдинова, Асия Амирова) она разбирала каждую музыкальную фразу. Самое интересное было наблюдать как эта фраза, сыгранная ею, вдруг преображалась, менялась до неузнаваемости, наполнялась внутренним светом. Сыграв, она объясняла, что нужно сделать. «Ты думаешь о нотах, а надо - о паузах между ними». «Ускорять нужно - сдерживая». «Нельзя играть сильную долю сильнее, чем слабую, иначе пропадет выразительность». «Тут написано «играть слитно». Для того, чтобы этой слитности достичь, нужно играть отдельно». После объяснений она играла еще раз, и даже непрофессионалу становилось понятно: да, паузы у нее - звучат, а в слабости - сила и выразительность. Евгений Левитан в коротком разговоре со мной назвал Вирсаладзе «носителем истины в искусстве». И она, действительно, предостерегала юных пианисток от показной красивости и ложной эмоциональности. «Ты, когда хочешь аккорд взять, руками взмахиваешь, как будто взлететь хочешь. А лететь-то никуда не нужно».

После мастер-класса мы немного поговорили.

- С 1967 года вы преподаете в Московской консерватории. Меняется ли программа и стиль преподавания в зависимости от потребностей времени?

- Не могу сказать, что меняется стиль преподавания. Меняется, к сожалению, темп. Если раньше можно было уделить гораздо больше времени не только студенту, не только чтобы научить его чему-то, но и чтобы просто к нему привыкнуть. Это же психологический момент очень важный. У меня все время должно быть внутреннее убеждение в том, что студент меня не просто понимает, но и воспринимает все советы без внутреннего преодоления своего к ним отношения. То есть мы должны совпадать. А бывает, что не совпадаем.

- И что тогда?

- Ничего, просто время надо. А этого времени на сегодняшний день все меньше и меньше. Начиная с первого курса все рвутся на конкурсы. Из-за этого я очень переживаю и не могу своих студентов даже упрекать, потому что все стремятся как можно быстрее себя.

- Но ведь действительно, конкурс - возможность заявить о себе. В чем же его минус?

- В том, что ты учишь программу, потом играешь ее на двух-трех конкурсах вместо того, чтобы учить новые произведения и развиваться. Студенты повторяют пройденное, вместо того, чтобы искать новые краски. У многих из них есть какая-то рутинная подготовка и рутинное отношение к исполнительству. И выбивать эту рутину - очень непросто. Раньше не было такой невероятной конкурсомании. Мы жили спокойнее.

- А что мешает ребятам отказаться от конкурсов?

- Материальная сторона. И поэтому я не имею права их обвинять, могу только посоветовать какой-то конкурс пропустить. Запретить, как делала это раньше, невозможно. Раньше я говорила: «Поедешь на конкурс, только когда достигнешь такого-то возраста». А сейчас не говорю. Разве государство дает стипендии? Две тысячи - что это такое? Если не помогают родители, протянешь ноги.

- Теоретически можно заработать концертами.

- Молодых никто не берет. Когда приезжает Гергиев, ему платят сто тысяч евро, а найти сто евро, чтобы заплатить студенту - на это денег нет. Вот вам и весь компот финансовый. Все кричат, что они за культуру, за благотворительность. А сто тысяч евро очень спокойно кладут себе в карман за один концерт.

- Гастроли по малым городам России могли бы быть полезны и интересны студентам консерватории?

- Даже очень, хотя ни один менеджер-хозяйственник вам не скажет: я хочу, чтобы это было так. Студенту нужно оплатить дорогу, проживание. Я об этом очень много думала, но никто на это не идет. Все много говорят, плакатности у нас хоть отбавляй, лозунгов еще больше. А когда пытаешься прийти к конкретным вещам, возникает очень много вопросов, и в итоге ничего не делается.

- В московской консерватории, где вы преподаете, в вашем классе есть ассистенты. Как давно они появились?

- С 1992 года. Я много езжу, и в мое отсутствие каждый ученик может прийти и заниматься у любого из ассистентов, абсолютно вне расписания. Все они - мои бывшие ученики, и я им доверяю абсолютно.

- Удается ли вам найти время, чтобы пополнить репертуар?

- Я это делаю каждый год.

Комментарии
Комментариев пока нет