Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

В челябинском НХТ поставили «Сказки» Салтыкова-Щедрина

11.05.2012
Получился спектакль о людях с провяленными мозгами.

Режиссер Евгений Гельфонд и Дмитрий Фоминых поставили в Новом художественном театре Челябинска «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Получился спектакль о людях с провяленными мозгами.

Когда перед премьерой услышала от Дмитрия Фоминых и Евгения Гельфонда о том, что Салтыков-Щедрин писал как будто бы про нас и что его «Сказки» удивительно точно подходят нашему времени, подумала, что это обычная режиссерская риторика. Но была не права. В НХТ действительно поставили актуальный спектакль, пользуясь крайне, на первый взгляд, невыгодным материалом. Во-первых, сказки - не пьесы, там мало диалогов. Если персонажи и говорят, то, как правило, сами с собой. Во-вторых, у Салтыкова-Щедрина несколько устаревший язык. Мало кто ответит без словаря, что такое «яловы» или «месятка».

Но театр сумел с этими проблемами справиться. Слово сатирика зазвучало в устах актеров удивительно хлестко, и именно на слова, а не стоящие поверх них режиссерские фокусы, реагировал зрительный зал. «За что меня есть, коли я ни в чем не провинился», «в нашем деле распространения главных мыслей нельзя, чтобы тебя кто-то паскудой не обругал», «честным образом прокормиться нельзя стало» - эти и многие другие фразы встречались в зрительном зале шепотом: «как точно».

Евгений Гельфонд и Дмитрий Фоминых ставят спектакль о «здравомысленных» воблушках с провяленными мозгами, главное желание которых - ничего не менять ни в себе, ни в окружающем мире. «Живи, делай свое дело и не высовывайся», «ежели ты баран, так и оставайся бараном без дальних затей» - вот идеологический стержень воблушкиной философии. Не случайно ключевой фразой, лозунгом, скандируемым на протяжении всего спектакля и даже нарисованном в эстетике плаката, стало заклинание вяленой воблы: «Уши выше лба не растут».

Прологом к основному действию служит разыгранная в эстетике начала прошлого века (чарльстон, немое кино) сказка «Карась-идеалист». А дальше действие переносится в наши дни. Четыре сказки - «Вяленая вобла», «Здравомысленный заяц», «Бедный волк» и «Баран непомнящий» - переплетаются, смешиваются, переходят одна в другую. Театральные мизансцены мелькают со скоростью кавээновских скетчей, но, в отличие от последних, подчиняются внутренней режиссерской логике, которая и превращает «Сказки» в многофигурный спектакль. Есть в нем и главный герой, злодей-демиург, присутствующий почти в каждом эпизоде. Константин Талан поочередно играет косметолога, волковеда, овчара Никиту, доктора, психолога, ястреба.

«Сказки» в интерпретации НХТ - блестящий пример того, как преподнести текст из классической русской литературы сегодняшнему зрителю. Ведь есть режиссеры, которые на полном серьезе утверждают: «Классиков нужно переписывать». Гельфонд и Фоминых еще раз доказывают: не обязательно переписывать, достаточно просто взорвать. Взорвать - значит, цитирую Дмитрия Фоминых, «самим придумать драматургию, выбрать адекватный жанр (в данном случае - ток-шоу), превратить монологи в диалоги». Очень точно сказал Петр Оликер (он играет Лиса, ведущего ток-шоу «Лесной дозор»):

- Зрителю малоначитанному могут быть непонятны некоторые слова, но ситуации, в которых они произнесены, будут понятны абсолютно. Потому что ровно то же самое происходит в его офисе или в его семье.

Сначала мы вместе с актрисами (Ксения Бойко, Анна Бузаева, Евгения Зензина, Лариса Казакова, Татьяна Кельман) попадаем в салон красоты «Воблушка», где всем желающим вычищают внутренности, выхолащивают чувства и провяливают мозги, оставляя при этом «молоки для приплода». На смену воблушкам приходит ди-джей Зай (его играет Алексей Зайков). Флегматичного «здравомысленного зайца», героя одноименной сказки Салтыкова-Щедрина, постановщики превратили в бодрого шоумена. Эгоист, спасшийся по воле случая, радостно сообщает: «Кто ест, знает, кого, зачем и почему есть», - и предлагает самим зайцам выдавать своих сородичей волкам на съедение. Этот заяц - еще один носитель «воблушкиной» философии. А сами воблушки между тем из салона отправляются прямиком на тренинг личностного роста, заявляют о своих «достижениях», и сами себе начисляют за это бонусы. Зрителям даже дадут листовки с приглашением прийти на тренинг и обещанием неземных благ. Из клуба «Воблушкина цитадель» действие переносится на ток-шоу «Лесной дозор». Обсуждают волка - злодей он или жертва? При этом злой сказочник Салтыков-Щедрин в интерпретации Гельфонда и Фоминых становится еще более злым, герои - еще более уродливыми, а сюжеты - еще более жестокими. Несчастный ягненок, чудом оставленный в живых волком, превращается в овцу-проститутку. А сам волк, у Салтыкова-Щедрина умерший от старости, прямо на ток-шоу кончает жизнь самоубийством. Будут еще политические дебаты, эротические танцы и песня восходящей звезды Веры Светлячок. Будет видеонарезка, где покажут и политических узников Милошевича, Хусейна и Каддафи, и митинги на Болотной и Сахарова, и выступление «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя. Эпилогом к пестрому действу служит сказка «Ворон-челобитчик»: «гибнет вороний род».

На мой взгляд, спектакль НХТ современен прежде всего по форме и театральному языку. Что касается содержания - современен, если брать временной отрезок в десять лет. Но не вполне попадает в последние год-два. «Сказки» пародируют ток-шоу, но о пошлости этого жанра и беспределе, творящемся на отечественном ТВ, «Театр. doc» заявил еще 10 лет назад в спектакле «Большая жрачка».

Ксения Собчак в спектакле отнесена к «воблушкам», что, несомненно, вызовет недоумение у «креативного класса», который она олицетворяет. Сложилось впечатление, что создатели спектакля не только никаких других проектов с Ксенией Собчак, кроме «Дома-2» (а есть еще «Госдеп», «Собчак живьем»), не смотрели, но и ее «живой журнал» не читали. Как там ерш говорил: «Чтобы споры вести и мнения отстаивать, надо с обстоятельствами дела наперед познакомиться». У Ксении-то, как оказалось, непровяленный, а вполне здоровый мозг.

Еще одна нестыковка: в финале видеонарезки нам ни к селу, ни к городу показывают взрываемый храм (кадр исторической хроники). Хочется спросить: ну доколе мы будем винить во всех наших бедах большевиков? Ведь уже не один десяток лет идет активное строительство храмов. Более того, внешняя религиозность вполне укладывается в воблушкину философию. При Салтыкове-Щедрине церквей не взрывали, и не про общество, забывшее Бога, он писал.

Главное же, что хотелось бы возразить создателям «Сказок»: новейшее время в России отмечено как раз появлением людей с активной гражданской позицией, жаждущих перемен. А в спектакле они представлены разве что карикатурным бараном, который «что-то такое видел во сне». Впрочем, могу предугадать контраргумент: невоблушек - единицы, особенно в провинции.

Салтыков-Щедрин закончил работать над «Сказками» в 1886 году. А человеческий род как тогда гиб, так и сейчас, спустя 126 лет, «гибнет». Что же ему мешает погибнуть окончательно? В том числе такие спектакли, как «Сказки» НХТ. Честные, противоречивые, небезупречные, но заставляющие думать и сопереживать.

Комментарии
Интересно. И так очень хотел посмотреть сие действо от НХТ, а теперь еще больше, ибо... очень хочется поспорить с некоторыми выводами. Но без просмотра спектакля это пока не имеет никакого смысла.

Однако, в одном уже совершенно точно не соглашусь, и поддержу НХТ - Ксения Собчак, не смотря ни на какие новые проекты и свои блоги/твиттеры - именно воблушка. Конечно, ярлык на человека вешать нельзя, ибо это самообман и упрощение, но в большей или меньше степени охарактеризовать можно, отнести, так сказать, к определенному кругу лиц. И здесь я поддержу театр.

Очень жду своего знакомства с сим спектаклем. Очень!

P.S. честно говоря, меня смущает такой жанр, как "ток-шоу" и то описание, как все это реализовано; я, конечно, искренне верю, что у НХТ это, верно, получилось хорошо, но вот пока так, судя по фото, видео и тексту - все как-то не очень... но посмотрим.
Королевич
16.05.2012 15:17:48