Издательство «Абрис» в серии «Писатели России» выпустило книгу «Константин Скворцов»
Кому-то достаточно этого имени, чтобы проникнуться интересом к содержанию. Кого-то нужно просветить, сообщив, что Константин Васильевич - известный русский поэт, драматург, лауреат многих престижных литературных премий, в том числе «Большой литературной премии» Союза писателей России за лучшее произведение 2004 года (книга «Сим победиши!»).
Кстати, из книги узнаем: как человек широкой души часть премий он старается использовать для поощрения молодых литераторов. Так, скворцовская «Маленькая Аксаковская премия» досталась молодому писателю Юрию Жилину из Трехгорного.
А еще он лауреат народной премии «Светлое прошлое». Потому что выходец с Южного Урала. Златоуст и Челябинск - два родных для него города, с которыми не теряет связи, более 20 лет назад став москвичом.
Читаем его признание: «Урал для меня - все. Это язык, рожденный на изломе континентов, с русской грустинкой, башкирской лихостью, украинской напевностью. Урал - это друзья. Надежные русские люди. Каждый из них во сто раз лучше меня. Верные и бескорыстные. Наконец, могилы моих родителей и бабушки - три скромные плиты под бесприютным, бездонным небом».
В книге десять разделов, у них «говорящие заголовки: «Дороги поэта», «Начало начал», «Златоустье мое…», «Драматург милостью Божьей», «Песней наполнено сердце мое», «Есть встречи, данные судьбой», «Гостеприимное Переделкино».
Это все о нем: история рода, подробная биография и библиография, аннотации девятнадцати его пьес, отрывки, а то и полные тексты пронзительных, трогающих до самой глубины души стихов, огромное количество черно-белых и цветных фотографий.
Друзья детства и юности повествуют, как сначала в Златоусте Костя ходил в школьный драматический кружок, играл городничего в «Ревизоре». На студенческих вечерах выступал со своими стихами, все пять лет не сходил со сцены ЧИМЭСХ.
По большей части книга о нем - это сборник интервью, эссе, воспоминаний знаменитых людей, коллег и друзей, рассказывающих о «своем» Скворцове, каким именно они узнали его. Цитаты из высказываний поэтов Людмилы Татьяничевой и Евгения Евтушенко, писателей Георгия Маркова и Фазиля Искандера, артиста и режиссера Олега Ефремова, олимпийской чемпионки Лидии Скобликовой, председателя Общественной палаты Челябинской области Вячеслава Скворцова и еще очень многих.
Иные главы принадлежат перу самого героя книги. Есть даже мемуары английского сеттера «Я - Дик, охотничья собака», разумеется, написанные рукой любящего хозяина - заядлого охотника, рыболова и грибника. А глава «По жизни с улыбкой» - прообраз одноименной книги, над которой сейчас работает писатель.
А еще он мечтает (так и сказал интервьюеру) написать об Алексее Степановиче Хомякове, своем земляке по Туле, где родился Константин. Современник Пушкина и Гоголя, которые при жизни высоко ценили Хомякова, не только в литературе оставил след, но и сделал открытия в 17 отраслях человеческой деятельности. Но незаслуженно забыт потомками, и Скворцов хочет восстановить справедливость.
Есть литераторы-затворники. Наш знаменитый земляк к ним не относится. Он не может усидеть на месте, и потому его жизнь вмещает невероятное количество событий, встреч с людьми и природой, впечатлений, которые потом трансформируются в стихи либо прозу. «Ты - порывистый», - такое определение нашел для него писатель Михаил Алексеев, известный по роману «Хлеб - имя существительное». Челябинский литературовед Алексей Казаков ссылается на старейшего театрального критика Якова Апушкина, подметившего особенность Скворцова: он охватывал все новые темы из отечественной истории, углубляя их и внося в прошлое современное звучание. «Одну из рецензий критик назвал «Люди из легенды», - пишет Казаков. - Со временем Константин и сам стал своеобразной легендой в современной литературе, именно его поэтические строки отлиты в бронзе на Щите и Мече Победы в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе в Москве».
Владимир Черноземцев, один из составителей книги, пишет о таком явлении, как «скворцовщина»: «Это слово бытовало в писательской среде, сложилось из бесконечной цепи событий, случаев, ситуаций, поступков, слов, отличительными свойствами которых были неожиданность, нестандартность, непривычность, автором которых был Скворцов».
Второй составитель книги Александр Моисеев, словно в подтверждение вышеупомянутой цитаты, рассказывает предысторию поэмы «Врата рая - Эндэ-Удэ», написанную Скворцовым в прошлом году. Писатель «где-то нашел старинную карту, и по всему получалось, что есть озеро в наших горах при горе Иремель. Зовется Эндэ-Удэ, что означает Врата рая. И решил Скворцов с друзьями найти эти врата рая. И ведь нашел, хотя у местных жителей это место считается проклятым, туда никто не ходил».
В подборке «Мимолетные этюды» Скворцов тоже вспоминает невероятные и забавные истории из своей мобильной жизни. Если случайно захлопнул чемодан, улетая в Ливию, а ключ потерял, то на пляже в Триполи ему под руку подвернется ржавый ключик, который и подойдет к сработанным далеко от Средиземного моря замкам. «Главное - верить, и ларчик откроется!» - дает писатель рецепт, проверенный своей богатой на события жизнью.
Этой книгой он дал возможность и другим людям показать свои литературные и человеческие качества, став стимулом для их вдохновения. Актриса Татьяна Каратаева вспоминает моменты сотворчества со Скворцовым как самое счастливое время: «Я никогда не была поэтом, но мне нравилось писать стихи, и училась я их писать по его сонетам».
Писатель Александр Арцибашев, говоря о хлебосольстве поэта, вспоминает костер около его дома в Переделкино, который никогда не гаснет. «Это таежная, наверное, привычка - не гасить костер, - пишет он. - Прохожие смотрят: «А что там за костер, ведь на некоторых дачах разве что только сучья жгут…» А этот костер - костер души поэта!»
20 лет назад мы с фотокорреспондентом Борисом Каулиным, готовя для «Челябинского рабочего» интервью с именитым земляком, тоже смогли погреться возле этого жаркого огня…