Цветы от Дейнеки
Однажды мы с коллегой шли по улице 8 Марта, что в Аргаяше. Увидели импровизированный рынок на трое продавцов: немолодая женщина с несколькими букетами в ведрах, средних лет ее товарка с брусками сала копчено-соленого и мужчина - явный конкурент цветочницы. У него весь стол в разноцветье.
- Да какой он конкурент?! - засмеялась в ответ на наши слова первая торговка. - Что у него, что у меня не шибко-то берут.
И точно: у обоих из крупных купюр одни десятирублевки...
- Галина Петровна я, - охотно отозвалась цветочница на предложение познакомиться, - а фамилия Дейнека. Когда выходила замуж, то сохранила эту девичью фамилию. Дядька мой - знаменитый художник. Но о нем я ничего сказать не могу. Не знаю даже, жив ли.
Мы подсказали, что народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, автор таких замечательных полотен, как «Мать», «Оборона Севастополя», Александр Александрович Дейнека умер в возрасте 70 лет сорок с лишним лет назад.
- Вот оно как, - вздохнула наша уличная знакомая. - По правде говоря, мы с ним никогда даже не виделись. Как уехал в Москву, так там и остался. Он-то мне дядя не родной, а двоюродный или даже троюродный по отцовской линии. Знаю о нем только по картинам. Очень мне нравится его полотно с девушками на цветочном поле. Цветы там такие же красные, красивые, как эти, что сейчас продаю.
Галина Петровна родом с Кубани, из Краснодара. Мать - казачка, а отец - черниговский. С юга страны Галя однажды махнула чуть ли не на другой конец земли.
- Поехала я на Курилы, к тетке. Там и замуж вышла за военного, - сообщила 75-летняя цветочница. - Было мне 18 лет. Работала продавцом в рыбацком поселке Головнино. Однажды открывается дверь, и заходит в магазин военный с погонами старшего сержанта. Девчонки тут же начали меня подначивать: «Галина, а он на тебя смотрит!» Я шутку подхватила: «Значит, моим мужем будет!» Военный подошел, представился: Виктор Поляков. Через неделю он мне сделал предложение.
Муж Гали оказался уроженцем Аргаяшского района. Спустя какое-то время вместе с молодой женой он вернулся домой. Жили счастливо, но стариться Галине Петровне приходится одной.
- В 1991 году мой Виктор Григорьевич умер, - почти шепотом проговорила женщина и по сию пору тяжелую для нее фразу. - Человека он спасал из-под комбайна. Муж работал в автохозяйстве, его отправили старшим автоколонны в деревню Медияк. На обратном пути водители увидели: в поле стоит работающий комбайн и в него затянуло ногу механизатора. Многие проехали мимо, а Виктор остановился. Ломом приподнял кардан и высвободил комбайнера. А самого затянуло... Какое-то время лечился, но ничего не помогло.
С той поры Галине приходится рассчитывать только на себя. После смерти мужа она работала автобусным кондуктором. Ее старание заметили и перевели старшим билетным кассиром. В том же качестве она перешла на автостанцию, где и доработала до пенсии.
Акварельные гены?
Галина Петровна вырастила двоих детей. Сын Валерий трудится в электросетях. Дочь Марина уже на пенсии. Четверо внуков: Евгений, Виктор, Геннадий и Олеся. И два правнука - Игорь и Ульянка. А что на улице торгует, так это, как выяснилось, вовсе не для приработка к пенсии.
- Это я внучке Олесе помогаю, - смущенно призналась Галина Петровна, - которая сейчас в декрете сидит. Она предприниматель: покупает цветы в Челябинске на оптовке и реализует товар здесь, с моей помощью.
Стоимость букетов - от 20 до 90 рублей. Но торговля, как мы убедились, идет ни шатко ни валко. За день наша цветочница выручает около 300 рублей. Одна отрада: никто скромную продавщицу не трогает. Гопники не пристают, стражи порядка не замечают.
Но нас интересовала не только и даже не столько судьба Галины Петровны. Мучил вопрос: передался ли кому-нибудь из ее многочисленной родни дар двоюродного или троюродного дядьки? То, что цветы в ведрах и на картине похожи, так это ни о чем не говорит. А если бы в ком-то эти цветы таланта проросли, было бы здорово! Сначала наша собеседница как честный и бескомпромиссный человек отметала все подозрения насчет передачи акварельных генов. Потом встрепенулась.
- Внучка Олеся хорошо рисует! И у внука Евгения неплохо получается. Может, действительно им что-то перешло? - размышляла пенсионерка.
Как выяснилось, ни внукам, ни правнукам Галина Петровна ничего и никогда не рассказывала о знаменитом родственнике. Так что о его биографии они узнают от журналистов. И наверное, какая-то краска в их жизни прибавится. Не обязательно акварельная, но непременно яркая. С которой жить приятнее и светлее.
Для справки: Александр Дейнека (1899-1969 гг.) - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор. Действительный член АХ СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда. Его наставником был В. Фаворский. В период Великой Отечественной войны Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина «Оборона Севастополя», датированная 1942 годом, и пронизанное внутренним напряжением полотно «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». В послевоенное время художник продолжает разрабатывать свои любимые темы. Заметные картины Дейнеки этого периода «Тракторист» и «У моря. Рыбачки». Немаловажную часть творческой деятельности Дейнеки составляли монументально-декоративные работы. В частности, мозаики на плафонах станций Московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая», панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии. В 1964 году за мозаики «Хорошее утро», «Доярка», «Красногвардейцы» он был удостоен Ленинской премии. Выдающиеся заслуги художника отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. 12 июня 1969 года Александра Дейнеки не стало. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено Курской картинной галерее.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве