В Челябинском краеведческом музее появилась галерея «Восток - Запад»

В Челябинском краеведческом музее появилась галерея «Восток - Запад»

Это десяток квадратных метров выставочной площади, отвоеванных у места, мало приспособленного (как это ни странно) для музейного экспонирования. Пройдясь по лабиринтам краеведческого музея, известный российский фотограф Александр Ефремов мимолетно отметил: «Я попал в дизайнерское пространство! Это здание до конца себя еще не показало. Все лабиринты, закуточки-уголочки, зальчики и переходики скрывают много тайн. И возможностей для людей творческих».

Месяц назад искусствовед Галия Малоушкина предложила идею - преобразовать переход между восточной и западной башнями в галерею, соединяющую два зала основной экспозиции - природы и истории. Малоушкин-младший, научный сотрудник краеведческого музея, придумал новой галерее название «Восток - Запад», отражающее специфику региона и архитектурные особенности здания. А на днях здесь открылись две небольшие выставки: «Природа в златоустовской гравюре и каслинском литье» и экспозиция, посвященная славянской письменности и культуре «В начале было слово».

На первый взгляд, место крайне неудачное - сплошные углы, изгибы, диагонали. Но если пространственный ход найден, все предметы, собранные экспозиционером в некую идею-провокацию, существуют органично, вовлекая в диалог зрителя. А пейзаж за окном становится неотъемлемой частью созданной экспозиции.

- На мой взгляд, провокация - это самый продуктивный подход, - говорит заместитель директора краеведческого музея Галия Малоушкина. - Если человека не растормошить, не заставить хоть на миг задуматься, преодолеть стереотип мышления, то свою задачу экспозиционер не выполнит. Просто сосредоточить внимание на музейных предметах - этого недостаточно. Выставка - пространство для диалога. Когда этого диалога не получается, музей становится пыльным собранием древности.

Выставка «Природа в златоустовской гравюре и каслинском литье» - это живая история. Около 20 гравюр и 30 предметов каслинского литья из фондов Челябинского краеведческого музея. Это пейзажи, изображения животных, исполненные в классических техниках - золочение, чернение, синение, травление. Самый распространенный сюжет - охота. Традиционные образы - пасущиеся козочки, сеттеры во время охоты.

- За каждым экспонатом - целый спектр значений, - рассказывает автор выставки Галия Малоушкина. - Во-первых, златоустовская гравюра на стали - это произведение искусства. Она дополняет знаменитые художественные промыслы Южного Урала - каслинское и кусинское литье. Кроме того, эти вещи бытуют именно у нас в регионе. Они привычны и узнаваемы, ассоциируются с определенной эпохой.

Каслинское литье еще недавно было в каждом доме. Но увидеть это многообразие теперь можно только в музее: украшенные тонким прорезным орнаментом тарелки, шкатулки, пресс-папье, коробочка-черепашка, бумагодержатель, чернильница «Голова медведя»...

Очень изысканной получилась выставка «В начале было слово» ко Дню славянской письменности. Здесь представлены не только традиционные для такого случая предметы - старинные рукописи, старопечатные книги, но и медно-литая пластика - кресты, иконы, складни.

Из документального фонда экспозицию дополнили паспортные книжки, облигации из фонда князей Ухтомских, похвальные грамоты и табели успеваемости церковно-приходской школы, коммерческого училища. И тут же работы современного художника Василия Васина, который творит в традициях древнерусского искусства - «Ангел» и «Николай Чудотворец», созданные в 2008 году.

- Не хотелось, чтобы было скучно и монотонно, - завершая экскурсию, улыбается Галия Асгатовна. - Мы старались каждую вещь подать так, чтобы она зазвучала в полную силу. У каждого экспоната должно быть личное пространство, как у человека. Но нужно сделать так, чтобы, находясь рядом, они создавали гармонию, не мешая, заслоняя друг друга - поддерживая. Так же как инструменты в оркестре.

Татьяна Марьина

кухни в Истре

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318