Высоцкий в Челябинске: факты и версии

Высоцкий в Челябинске: факты и версии

25 июля - день памяти поэта и актера Владимира Высоцкого, умершего в Москве 32 года назад. Столичный Театр на Таганке, на сцене которого он сыграл свои главные роли, завтра завершает челябинские гастроли спектаклем «Владимир Высоцкий». А «Челябинский рабочий» предлагает своим читателям заметки живущего в США биографа Высоцкого, автора нескольких книг о нем Марка Цыбульского. Их тема - Владимир Высоцкий и Челябинск.

История визитов Владимира Высоцкого в Челябинск переполнена слухами и домыслами. Судя по имеющимся на сегодняшний день данным, Высоцкий мог побывать в Челябинске трижды. Хроника самого первого приезда изучена досконально и никаких загадок не содержит. Итак, 1962 год. После неудачного начала артистической карьеры в московском Театре имени Пушкина, которым руководил Борис Равенских, молодой актер Высоцкий оказался в столичном Театре миниатюр, возглавляемом Владимиром Поляковым, и практически немедленно отправился вместе с театром на гастроли по Уралу.

Серьезной работы в театре у Высоцкого практически не было - лишь небольшая роль в спектакле «Путешествие вокруг смеха» да участие в массовках. Вряд ли это удивительно, учитывая минимальный стаж работы, но, видимо, он ожидал большего и постоянно жаловался на гастрольную жизнь в Свердловске в письмах к жене, Людмиле Абрамовой: «Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами» (20 февраля); «В веселом Театре миниатюр - мрачные личности. И я сник» (28 февраля); «Люсик! Как все надоело!!! Разговоры об одном и том же... Все измотались, как собаки, но пыл стяжательства развит здесь беспредельно. Культ здесь - ставка с четвертью» (8 марта).

Об истории ухода Высоцкого из этого театра неоднократно рассказывал народный артист России Зиновий Высоковский (кстати, именно он и содействовал принятию Высоцкого в труппу):

«Поляков не пил. И верил, как ребенок, когда похмельное недомогание артисты объясняли простудой. Но когда Полякову добрые люди нашептывали истинную причину головной боли, худрук свирепел: «Домой отправлю! По шпалам!» Издавал свои знаменитые приказы. Так он уволил Высоцкого... Володя подписал на бумаге кровью клятву - не пить. Завязал. Но на гастролях в Свердловске сильно развязал. Поляков кричал: «По шпалам в Москву! Бандитизм!» И в результате приказ № 113/66: «Уволить артиста Высоцкого в связи с полным отсутствием чувства юмора».

Таким образом, в тот раз Высоцкий до Челябинска не добрался, а в литературе, ему посвященной, этот рассказ об увольнении из театра цитировался так часто, что давно стал общим местом. Кажется, я был первым, кто усомнился в его существовании...

«Да ну что вы, в самом деле. Я же пошутил! - даже обиделся на мое непонимание З. Высоковский.- Конечно, в приказе была формулировка другая. Я уже не помню, какая именно, но уж, во всяком случае, о чувстве юмора там речи не шло».

Таким образом, попутно мы удаляем из биографии Высоцкого еще одну легенду. Она не имеет прямого отношения к разбираемой теме, но сделать это все же было нужно.

Уйдя от В. Полякова, Высоцкий вернулся к Б. Равенских и по окончании сезона снова, теперь уже с театром имени Пушкина, - оказался на гастролях по Уралу. В тот раз он до Челябинска все-таки доехал, хотя события на гастролях развивались почти по тому же сценарию, что и за полгода до того.

«Поехали мы на гастроли в Свердловск и Челябинск, - рассказывал мне народный артист России Юрий Горобец, - А при Борисе Ивановиче Равенских в театре было строго. Володя раз в Свердловске пришел поддатый на спектакль, но поскольку роль у него была небольшая, то его допустили играть. Но Борис Иванович его предупредил, у них на эту тему состоялся серьезный разговор. Потом мы переехали в Челябинск, так он в таком состоянии пришел играть, что его просто не пустили на сцену. И тут же Борис Иванович распорядился: «Взять ему билет и отправить в Москву».

Мы пошли уламывать Бориса Ивановича, уговаривать его. Тамара Лякина (народная артистка России, супруга Ю. Горобца - М.Ц.), я, еще кто-то... Ну, уговорили мы его. Слава Богу, что это было уже ближе к окончанию гастролей, оставалось сыграть два или три спектакля. Равенских согласился в Москву его не отправлять, а дать доиграть. Мы вернулись в Москву, а после отпуска Володя в театр не вернулся. Но приказа об увольнении не было, удалось уговорить главного режиссера не делать этого».

Из анонса в газете «Челябинский рабочий» мы знаем, что Театр имени Пушкина находился в городе с 13 июля по 5 августа. Гастроли проходили на сценах драматического и оперного театров. Высоцкий участвовал в спектаклях «Свиные хвостики», «Дневник женщины», «Доброй ночи, Патриция» и, возможно, «Аленький цветочек». Ни в одной рецензии имя Высоцкого не упоминается.

Таким образом, о его приезде в Челябинск в 1962 году мы знаем если не все, то достаточно много. А вот дальше начинаются загадки и предположения.

Будем отталкиваться от воспоминаний прославленного хоккеиста «Спартака» Вячеслава Старшинова. Впервые о встрече с Высоцким В. Старшинов припомнил в 1988 году:

«Играли мы однажды в Челябинске, не помню уже, в каком году это было. Высоцкий там выступал. Пришел на матч. В Москву летели вместе. Сидели рядом, и было несколько часов для разговоров».

Звучит вполне достоверно, но через двадцать лет в беседе с журналистом «Советского спорта» В. Старшинов рассказал о встрече с Высоцким с точностью до наоборот!

«Я пересмотрел на Таганке все спектакли с его участием. Там и познакомились».

- Когда это было?

- В начале 70-х, после спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в здании театра шли актерские посиделки. Я сидел за одним столиком с Высоцким. Доводилось встречаться и позже. Но поговорили обстоятельно, пожалуй, лишь раз. «Спартак» летел на игру в Челябинск, в одном самолете с нами оказался и Высоцкий, спешивший на концерт.

- О чем говорили?

- Ни о хоккее, ни о спорте вообще не было сказано ни слова. Я уже тогда чувствовал, что мне близка поэзия. И разговаривали в основном о ней. О стихах, о литературе, о театре».

На этот раз летели вместе уже из Москвы... Я позвонил Вячеславу Ивановичу.

«Летели вместе из Москвы в Челябинск», - подтвердил он мне, - расстались в аэропорту. Год не помню уже». Я попросил оттолкнуться от возращения В. Старшинова из Японии, где тот работал тренером. В. Старшинов уверенно сказал, что встреча с Высоцким совершенно точно была после возвращения.

Ну что ж, это значительно сужает временной отрезок, поскольку мы знаем, что играющим тренером японского клуба «Оджи Сейси» В. Старшинов был в 1976-1978 гг., потом вернулся в «Спартак», где играл с осени 1978-го по май 1979-го.

Обнаружились сразу два свидетельства очевидцев приезда Высоцкого в Челябинск - и именно в указанный выше промежуток времени. Рассказывает челябинская учительница русского языка Татьяна Столярова:

«Счастье побывать на Таганке подарил мне друг семьи, дантист Владимир Лисица. Во время учебы в московской аспирантуре он познакомился с главбухом театра, потом она приезжала к нему в Челябинск ставить протезы и предложила свою помощь. В 78-м году я полетела в Москву на спектакли. Недалеко от главного входа спекулянты сбывали билеты по 250 рублей! А меня встретила дама и отвела в маленький зрительный зал.

На «закрытый» концерт Высоцкого в одном из челябинских НИИ мы проходили с Лисицей в том же 78-м тоже по большому блату, через черный ход. Три часа просидели в ожидании. Потом на сцену вышел Он, невысокий, усталый, и своим хрипловатым голосом заполнил на два часа все пространство. Пел, рассказывал байки, курил, смеялся и снова пел. Мы и не заметили, как пролетело время, а он засобирался на самолет».

В какой-то степени это подтверждается сообщением на одном из интернетовских форумов, на которое обратил внимание человек, очень помогавший мне в розысках информации о Высоцком в Челябинске (имя свое он просил не называть, поэтому назовем его К.)

Житель города Сумы Владимир Литвиненко писал в Интернете следующее: «Магнитофонная запись концерта Высоцкого в Челябинске (на катушке - помните старый добрый, по тем временам крутой магнитофон «Юпитер»?) у меня есть. Точную дату концерта не знаю. Но это был 1979 год. НИИ в записи упоминается. Высоцкий говорил, что это второе выступление в Челябинске. До этого выступал в НИИ».

Мои попытки вступить в контакт с В. Литвиненко успехом не увенчались - он сразу же обвинил меня в попытках нажиться на имени Высоцкого и внес мой электронный адрес в «черный список». Есть ли у него фонограмма концерта, о которой до сих пор не было известно никому из ведущих коллекционеров, остается неизвестным...

Чуть позднее К. помог мне связаться с Натальей Дурасовой, по ее словам, присутствовавшей на концерте Высоцкого в Челябинском пединституте:

«Может быть, я неточно назову год, потому что прошло уже больше тридцати лет, - сказала она мне в телефонном разговоре. - Я училась на втором или третьем курсе, так что это либо 1978 год, либо 1979-й. Это была осень поздняя или начало зимы. Запомнилось, что концерт начинался около шести, и уже было темно. Мы удрали с какого-то институтского мероприятия, чтобы попасть на концерт Высоцкого. Концерт проходил в актовом зале педагогического института. Зал был набит битком, при этом билеты не продавались. Нас было трое друзей, и мы были членами институтской агитбригады, поэтому и попали на концерт. Мы сидели довольно далеко, на балконе, но что меня поразило - это звенящая тишина во время исполнения Высоцким песен. Эмоционально это было очень сильно.

Из песен мне запомнились «Песня про Правду и ложь», я ее тогда услышала впервые. Еще он пел «Рвусь из сил и из всех сухожилий» и «Ноль семь». Видела я в зале магнитофоны, но записей этого концерта я никогда не слышала. И снимки поющего Высоцкого там делали...»

Итак, Т. Столярова была на концерте Высоцкого осенью 1978 года, Н. Дурасова - либо в 1978-м, либо в 1979-м году - причем, тоже говорит о том, что концерт был осенью. В. Старшинов, вернувшись из Японии, выступал за «Спартак» с сентября 1978-го по май 1979-го.

В тот год с «Трактором» в Челябинске «Спартак» играл три раза - 10 сентября, а также 6 и 22 ноября. Первые две даты отпадают сразу: с 8 по 15 сентября Высоцкий был за границей, а 6 ноября, согласно табели занятости, участвовал в спектакле. А вот в конце ноября у него были свободные дни с 20-го по 24-е.

22 ноября 1978 года, в день игры «Трактора» со «Спартаком», Высоцкий давал концерт в подмосковном Троицке. Таким образом, выстраивается логическая цепочка: 21 ноября по дороге в Челябинск состоялся разговор Высоцкого со Старшиновым в самолете. «Спартак» остался в городе на игру, а Высоцкий, дав два концерта, в тот же день улетел в Москву (вспомним слова Т. Столяровой - «он засобирался на самолет»). Последний рейс из Челябинска был в 22 часа по местному времени и, таким образом, Высоцкий прибывал в Москву в 22 часа по московскому времени, и, естественно, ничто не мешало ему выступить на следующий день в Троицке.

Таким образом, по имеющимся на сегодняшний день данным, два концерта Высоцкого 21 ноября 1978 года выглядят вполне возможным делом. Однако не исключено, что Высоцкий бывал в Челябинске еще раз. Неутомимый К. обнаружил зрителя еще одного концерта - Вадима Горфмана, с которым я немедленно связался.

«Было это в марте 1968 года, - рассказал мне Вадим Анатольевич. - Я был студентом Челябинского политехнического института. Я помню, что в тот день отрабатывал лабораторную работу, поэтому поздно задержался в институте. Было часов 10 вечера, и мы с приятелем уже уходить собирались. Смотрим - у актового зала какое-то шевеление, много народу. Спросили - что такое. Говорят: «Будет концерт Высоцкого». Как попасть? Дежурный говорит: «Давайте по рублю, но слушать будете стоя». Вот таким образом мы и попали на концерт.

Высоцкий пел довольно долго, почти до часу ночи. При этом говорили, что у него в этот день это уже был третий концерт - но не у нас в институте, а вообще в городе. Песни он пел самые разные. Сначала про войну, потом были студенческие песни - про физиков и археологов, затем шли спортивные песни - про конькобежца, про боксера. Блатных песен не было».

В. Горфман - выпускник энергетического факультета. Другой выпускник того же факультета Сергей Бочаров, однако, высказался о его воспоминаниях достаточно резко: «Простите за грубость, но товарищ несет чепуху! Я имел с 1967 года прямое отношение к клубу ЧПИ. Переговоры с Высоцким несколько раз проходили, но несколько позднее - в 1971-1974 гг. На этом все и кончалось... Даже если бы смогли договорится с Владимиром Семеновичем, то ни Мельников (тогдашний ректор ЧПИ), ни Воропаев (первый секретарь обкома) этого бы не позволили ни за какие коврижки!»

А то что «концерт закончился в час ночи» - это полная чушь! В 1970-м Визбор закончил встречу в 11.40 вечера - был большой скандал...»

20 марта 1968 года Высоцкий на репетиции спектакля «10 дней, которые потрясли мир» насмерть разругался с главным режиссером Таганки Ю. Любимовым и директором театра Н. Дупаком. Согласно опубликованным дневникам В. Золотухина, «Высоцкий срывает костюм: «Я не буду играть, я ухожу... Отстаньте от меня...». Перед спектаклем показал мне записку: «Очень прошу в моей смерти никого не винить». На следущий день В. Золотухин записывает: «Высоцкий летает по стране». Еще через четыре дня: «Высоцкий в Одессе».

Таким образом, в промежутке между 20 и 25 марта Высоцкий «летал по стране». При этом мы знаем, что 24 и 25 он был в Магадане в гостях у И. Кохановского, 26-го он уже действительно был в Одессе на досъемках фильма «Служили два товарища». Где он был с 20-го по 23-е - совершенно неизвестно. Визит в Челябинск в этот период не выглядит таким уж невозможным.

Подведем итоги фактов и версий. Получается, что Высоцкий бывал в Челябинске в июле 1962-го, в ноябре 1978-го и, возможно, в марте 1968-го. Хотелось бы, конечно, отыскать большее число свидетелей. Может быть, эта публикация поможет?

Если вы располагаете информацией о пребывании Высоцкого в Челябинске или у вас есть фонограммы или фотографии, сделанные на его концертах, пожалуйста, напишите на мою электронную почту: mtsibulsky@hotmail.com Любая помощь будет принята с благодарностью.

Марк Цыбульский

Mebel-vereya.ru мебель в Верее недорого

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318