В Кыштыме возводится соборная мечеть
Она возвышается буквально у ворот города - на привокзальной площади.
По собственному проекту
Высота минарета - 33 метра. Под место для молитв мусульман-мужчин на первом этаже отведено 288 квадратных метров. Женская половина - балконы второго этажа. Металлические купола покрыты под золото нитридом титана. Председатель Кыштымской махаля-мечети Мавлит Исламов пояснил, что проект молитвенного дома он разработал самостоятельно. А детализацию сделал Челябгражданпроект. За соблюдением всех канонов проследил глава регионального духовного управления мусульман Ринат-хазрат Раев.
- Нет, я не архитектор, - признался имам, - но учеба в Челябинском политехническом институте по специальности инженера-электронщика дала мне уверенность, что с проектированием я справлюсь. Сразу ориентировался на соборную, то есть главную мечеть. Подобная есть только в Магнитогорске. Теперь вот появится на севере области.
По словам священнослужителя, мечеть возводится на средства правоверных и частные пожертвования. Точная сумма затрат пока неизвестна, так как помимо возведения резной (с решетками и аркой) ограды предстоит еще большой объем отделочных работ.
Мы подъехали к мечети в разгар строительства забора. Нашим экскурсоводом согласился стать Махмадшариф Рахимов. Об этом одолжении мы попросили его не случайно: попытка самостоятельно объясниться с рабочими-отделочниками закончилась неудачей. Два парня категорически замахали руками, лишь третий скупо ответил на наши вопросы. Как выяснилось, Галиб Курбонов и его коллеги - уроженцы Таджикистана. Галиб 8 из своих 28 лет живет в России, второй год - в Челябинске. Все трое - не гастарбайтеры без определенной профессии и места жительства, а опытные строители. Тот же Галиб со товарищи строил мечети на родине, в том числе и соборные. В настоящее время рабочие из Таджикистана обшивают внутреннюю часть куполов гипсокартоном с последующей грунтовкой.
Скоро услышим голос муэдзина
- Когда закладывали фундамент, площадку освятил муфтий Ринат Раев,- сообщил нам прораб Гафур Сунагатулин. - Сейчас готовим объект под роспись арабской вязью. Когда закончим? Это у художников из Озерска надо спросить. Люди творческие, они торопиться не станут. Да и формат купола в 130 квадратов не позволит. Но думаю, что к концу года муэдзин с минарета призовет правоверных на первую молитву.
На прощание, садясь в свой джип, прораб обмолвился: ему 58 лет, в его практике (37 лет в строительстве!) эта мечеть - первая и, скорее всего, последняя. По его достаточно эмоциональной реакции можно было сделать вывод: строить специфический объект достаточно непросто.
В этом мы убедились, пройдя с нашим добровольным гидом по мечети. Мощный фундамент углублен на 3,6 метра, стены имеют почти метровую толщину. Купола заказывали в Трехгорном, где расположена, по сути, единственная в России мастерская по работе с нитридом титана - долговечным, особо прочным антикоррозийным покрытием, впервые использованным в атомной отрасли.
Чтобы взглянуть сверху на большой, блестящий золотом купол, мы с провожатым поднялись к полумесяцу. 72 ступеньки и пять минут пребывания на 33-метроввой высоте запомнились надолго. Спустившись на второй этаж, невольно ощутили ауру храма. Из-за отсутствия привычных опорных колонн своды купола словно парили в воздухе над огромной площадкой. Было и еще нечто, чего мы не могли определить.
- Так ведь сейчас идет священный месяц Рамадан, - пояснил Махмадшариф. - Это значит, необходимо соблюдать все каноны ислама. Например, в течение светового дня ничего не есть и не пить. Вечером, с наступлением темноты, - сколько угодно и что угодно! А так с 4.25 и до 22.05 - ни крошки, ни капли.
32-летний Махмадшариф 12 лет живет в России, 8 из них проработал в крупной строительной фирме Екатеринбурга. Возводил гражданские объекты, православные церкви и мечети. Сам себя называет универсалом: может все - от кладки до отделки. Полиглот: владеет афгани, фарси, арабским. Четыре года назад перебрался в Кыштым. Купил дом, завел хозяйство. Официально оформлен в фирме-генподрядчике - челябинском «ЖилСтрое-9». Зарплата неплохая и стабильная. Жена Наргис работает воспитателем в детском саду. Дочери Амине пять лет. К жизни в уральской глубинке адаптировался. Единственное, чего не приемлет, - пьянства. Но, по его словам, никаких распрей между ним и местными не бывает.
Но удастся ли их избежать? Подтолкнуть к выяснению отношений может как раз мечеть, а точнее - ее месторасположение. Как сказала православная прихожанка (назовем ее Ларисой Федоровной), первыми задуматься об этом ее надоумили гости из Магнитогорска.
- Встречала я их на вокзале, - вспоминает Лариса Федоровна. - Они сразу обратили внимание на мечеть. Говорят: «А что, христианских церквей у вас нет? Мы-то думали, что Кыштым - это родовое гнездо Демидова!» Пришлось объяснять, что в городе три храма.
А вот почему в воротах города появился минарет с полумесяцем, затруднилась ответить. Слышала, будто когда-то объявили что-то вроде референдума по выбору места под мечеть. Опросили. За размещение на вокзале подал голос лишь один человек. Больше никто не отозвался. Единственный голос оказался решающим.
Противоречий быть не должно
Другого мнения придерживается настоятель Христорождественского храма иерей отец Сергий:
- Месторасположение мечети не имеет значения. Главное, чтобы приверженцы всех религий жили мирно. Что самое важное в любой вере? Терпимость! А ее как раз обществу не хватает. Вот и подадим пример. А Бог един, как бы он ни назывался, какое бы имя ни носил.
Вопрос о мечети в «воротах города» мы задали и нашему провожатому Махмадшарифу.
- Это очень хорошо, - ответил он не задумываясь. - Сойдет человек с поезда, а приткнуться ему негде. Он к нам зайдет, мы его обязательно согреем, чаем напоим. Не имеет значения, кто постучится в мечеть - правоверный, православный или, вовсе, говоря по-вашему, нехристь. Все мы - дети Всевышнего!
Нам же остается внести небольшую поправку насчет «гнезда Демидова». До тульско-уральского промышленника здесь, насколько помнится, «гнездовали» башкиры. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся названия, в том числе и Кыштым, в переводе с тюрского означающее «Тихое зимовье». Кстати, сам Демидов не больно официальной веры придерживался: Никита Демидов - сын Антуфьев, был из староверов. Но дело даже не в исторически-конфессиональных подробностях. Просто коли живем в одном «гнезде», то лучше вести себя спокойно. А иначе и выпасть можно.
P.S. Кстати, что касается «ворот города». По правую сторону от вокзала, аккурат напротив мечети, уже лет десять каждого гостя и жителя города встречает церковь христиан-адвентистов седьмого дня. И ничего!
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве