Выставка «Матисс и его время», которая откроется завтра в Челябинской картинной галерее, - тихая сенсация

Выставка «Матисс и его время», которая откроется завтра в Челябинской картинной галерее, - тихая сенсация

Челябинцы увидят все 36 графических листов альбома «Cahiers d’Art».

«Cahiers d’Art» («Тетради искусства») с печатной графикой знаменитого французского художника были выпущены тиражом 175 экземпляров. В 50-е годы XX века в одной из парижских галерей экземпляр под номером 174 приобрел замечательный книжный график Владимир Лебедев. В военные годы он возглавлял «Окна РОСТа» и «Окна ТАСС», а в мирное время иллюстрировал детские книжки. Владимир Васильевич был фигурой противоречивой: в годы НЭПа нарисовал много «нюшек» и карикатур на большевиков и тем не менее оставался одним из немногих выездных художников. Нынешнее поколение родственников Лебедева распродало его библиотеку.

- Раньше одно поколение собирало библиотеку, а следующее умножало, - замечает челябинский коллекционер Олег Малахов. - А сейчас культурные ценности распыляются мгновенно.

От родственников Лебедева альбом попадает к питерскому книжному дилеру. Он принес его своему знакомому художнику:

- Здорово ты рисуешь! А вот так сможешь?

Приятель согласился поучаствовать в эксперименте. Привел свою модель и стал пробовать нарисовать ее «а-ля Матисс». Получалось похоже, но… За этим занятием его и застал Олег Малахов, когда был в Петербурге.

- Смотрю, альбом Матисса лежит. Я знал, что Михаил, книжный дилер, занимается продажами. Но этот альбом он хотел оставить у себя. Полгода я вел с ним переговоры. Целиком альбомов в мире осталось, может быть, не более десятка. В галереях продаются только отдельные листы (в московской галерее Шишкина один лист стоит 1700 евро).

Серия великого мастера называется «Художник и модель». На каждой второй работе Матисс обозначает свое присутствие: где отражением в зеркале, где листом бумаги, где кончиком пера. Что же касается модели, то ею на большинстве рисунков выступает Лидия Делекторская - секретарь, помощница и муза мастера в течение последних 20 лет его жизни. Делекторская подарила Эрмитажу один из оригиналов серии.

В живопись Матисс пришел поздно, в 34 года. А серию «Художник и модель» он писал, когда ему было 63. Рисунок делался за несколько минут, но за один сеанс могла быть израсходована сотня листов. Одно неверное движение - и портрет выбрасывался в корзину.

- Это почерк человека, дошедшего до феноменальной простоты китайского рисунка, - комментирует Олег Малахов. - Передать узнаваемость лица несколькими непрерывными линиями - признак гения. Каждый рисунок обладает глубиной. Вечерами я рассматривал по 2-3 работы из альбома и каждый раз обнаруживал в них что-то новое.

Выставка «Матисс и его время» работает до 14 октября. Ее дополнят живопись других художников эпохи Матисса и произведения декоративно прикладного искусства.

VK31226318