Ее называли музой Андрея Тарковского, роковой женщиной, коварной Миледи…

Ее называли музой Андрея Тарковского, роковой женщиной, коварной Миледи…

Те же, кто знает народную артистку России Маргариту Терехову в жизни, говорят о ее «уютном», домашнем, мягком характере.

Она сыграла более 30 разноплановых ролей: это и Наталья из «Зеркала», и Марта из «Благочестивой Марты», и Елена Воронова из фильма «Давай поженимся», и Аркадина в «Чайке», и Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре», и княжна Тараканова в «Царской охоте»… Актриса с тысячей лиц отмечает 70-летие.

У нее удивительная судьба: она выходила на одну сцену с Фаиной Раневской, снималась у Андрея Тарковского и Юрия Завадского. И как-то незаметно для самой себя стала живой легендой. Она позволила себе звездный «каприз»: несколько лет назад ушла из профессии в добровольное творческое затворничество. Не играет в спектаклях, не снимается в кино, не появляется на светских мероприятиях, не дает интервью…

Но есть люди, которые могут рассказать о прекрасной Миледи то, что никогда не расскажет она сама. И в 70 лет остается все такой же удивительной, загадочной и неподражаемой актрисой и женщиной…

25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области в семье актеров Бориса Терехова и Галины Томашевич родилась девочка, которую назвали Маргаритой.

- Самая первая актриса в нашем роду - моя бабушка Галина, - рассказывает дочь Маргариты Тереховой Анна. - Ее отец был военным, не имел никакого отношения к актерству. А ее мама и моя прабабушка Анна Адамовна, в честь которой я названа, была очень необычной женщиной. Она отдавала себя мужу, дому, а когда началась гражданская война, пошла сестрой милосердия в госпиталь.

Прабабушка ухаживала за ранеными, заразилась тифом и умерла. Но успела передать черты своего характера моей бабушке, а та, в свою очередь, моей маме. Мама моя всегда была и сейчас остается добросердечной, сострадательной, но в то же время и отчаянной. А еще она безумно любит детей: готова одарить всех и каждого, потратив последние деньги.

Детство Маргариты прошло в Ташкенте, куда переехали ее родители. Она хорошо училась в школе, увлекалась спортом - была капитаном баскетбольной команды. О сцене уж совсем не грезила, потому что была далеко не лириком. И после школы, которую окончила с золотой медалью, поступила в Ташкентский университет на физико-математический факультет. Но яркая внешность, страсть и экспрессия, которые невозможно было держать в себе, привели Маргариту в Москву. Неожиданно для всех решила стать актрисой.

Покорить с наскока театральный вуз юной провинциалке не удалось. Да и приехала она в Москву в то время, когда практически все учебные заведения уже закончили прием документов. Не попав во ВГИК, куда ехала поступать, Терехова оказалась в Школе-студии при театре имени Моссовета на курсе у великого режиссера Юрия Завадского. А после окончания школы стала актрисой Театра Моссовета, которому потом отдала всю свою творческую жизнь.

В 22 года будущая звезда советских экранов выходила на сцену с такими маститыми актерами, как Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова… Творческая семья Моссовета воспитала у юной актрисы безупречный художественный вкус, театральную этику, чувство товарищества. И даже став востребованной киноактрисой, она никогда не изменяла театральным подмосткам.

- Мама много снималась в кино, - рассказывает дочь актрисы. - Каждый день до глубокой ночи она читала сценарии. Ее буквально заваливали ими - раньше же не было компьютеров и прочей техники, поэтому домой к нам приносили огромные папки с машинописными или рукописными сценариями. Конечно, все прочитать мама не могла физически. И сценарии годами лежали у нас дома - ждали своего часа…

В 1965 году состоялся кинодебют актрисы Маргариты Тереховой в фильме режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». После удачного старта в кинематографе актриса снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам»: сыграла жену капитана и девушку из легенды, спасительницу моряков. «Двухролевую» игру зритель увидит еще в одном фильме - «Зеркало». Но это будет уже много позже, когда Терехова найдет свое кинематографическое счастье - вдохновителя и гения, режиссера Андрея Тарковского…

Познакомились они в лифте «Мосфильма», когда актриса ехала к Тарковскому на пробы фильма «Солярис». Их она тогда не прошла - роль была отдана Наталье Бондарчук, но друга и своего режиссера обрела: именно малоизвестной Маргарите Тереховой, а не Марине Влади, тоже проходившей пробы, Тарковский потом дал знаковые роли - матери Марии и жены Натальи - в своем культовом фильме «Зеркало».

- Мама рассказывает, что после каждого съемочного дня вся команда во главе с Тарковским садилась и обсуждала прожитый рабочий день, - рассказывает Анна Терехова. - Это была высшая школа мастера! Маме позволялось многое: видеть план киносценария, задавать вопросы, говорить больше, чем другим. Возможно, у Тарковского к ней было особенное отношение из-за того, что она ему напоминала его маму, Марию Ивановну, в молодости. Сама Маргарита Терехова считает, что встреча с Тарковским - подарок судьбы. Он был и остается единственным режиссером, который приблизился к разгадке ее души.

- Нет сейчас режиссера, подобного Андрею Тарковскому, - говорит дочь актрисы. - Мама болезненно переживала отъезд Андрея Арсеньевича из СССР, его травлю, а потом - смерть. Мама пережила много потерь, которые разрывали ее сердце. Она была очень дружна с Игорем Тальковым. Вместе они организовали театральный коллектив, который назвали «Балаганчик», и с 1983 по 1986 год ездили по стране с гастролями. Я тоже работала в этом коллективе - читала фольклорную сказку «Похороны комара». Хорошее было время…

С первым мужем - болгарским актером Саввой Хашимовым, отцом ее дочери Анны - Маргарита Терехова познакомилась на съемках фильма «Бегущая по волнам». Они проходили в Болгарии, в городе Несебре. Между Саввой и Маргаритой вспыхнуло чувство, потушить которое не могло даже такое серьезное обстоятельство: популярный актер, о котором грезили миллионы женщин, был женат. После окончания съемочного процесса Савва развелся с женой и написал письмо своей русской возлюбленной, которая уже несколько месяцев носила под сердцем его ребенка. Он просил Маргариту стать его женой, и она ответила согласием. Савва переехал в Москву. Жить молодой семье было негде, и они поселились в актерском общежитии возле сада «Эрмитаж» на Каретной улице. Сначала влюбленные не замечали бытовых трудностей: гуляли по старинному парку в центре Москвы, наслаждались душевными разговорами… Но романтический период продлился недолго: «любовная лодка разбилась о быт… Хашимова тянуло на родину, в Болгарию, где он чувствовал себя востребованным. А Терехова уезжать из России отказывалась.

- С отцом я общалась всегда, да и у мамы сохранились с ним хорошие отношения, - говорит Анна. - Но, к сожалению, в январе этого года он умер.

Роль, с которой началась блистательная карьера Маргариты Тереховой, - Дианы де Бельфлор в фильме «Собака на сене» - режиссер Ян Фрид снял в 1977 году. Это была первая большая работа в советском кинематографе двух восходящих звезд - Михаила Боярского и несравненной Тереховой.

По воспоминаниям актрисы, работа над музыкальной комедией «Собака на сене» проходила непросто: приходилось самой придумывать какие-то решения и вмешиваться в режиссерскую работу. Так, например, в актерской среде долго обсуждалась сцена из фильма, в которой Терехова наотмашь бьет Боярского по лицу. Изначально режиссер велел актрисе бить героя не по-настоящему - чуть касаясь. Терехова возмутилась: она играет на высочайшем накале, а решающий эмоциональный выпад будет искусственным? Ну уж нет! Если нужна пощечина оскорбленной женщины - она будет! В итоге кадр получился на славу: после пощечины красавицы Дианы у Теодоро идет кровь из носа - натуральная! На съемках Терехова не щадила ни себя, ни партнеров. Но никто не смел ее за это осуждать.

А в 1978 году на экраны выходит фильм, который становится визитной карточкой актрисы, - «Д’Артаньян и три мушкетера», где Терехова сыграла очаровательную, соблазнительную и невероятно коварную леди Винтер - Миледи.

- Мама говорит, что для нее эта роль особенная, - рассказывает Анна. - Режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич, с которым мама, кстати, росла в одном ташкентском дворе, приехал к Театру Моссовета, дождался ее появления и, склонив голову, сказал: «Рита, выручай!»

И она выручила - заменила утвержденную на роль Миледи актрису Елену Соловей, которая из-за личных обстоятельств отказалась сниматься в фильме. Роль для Маргариты оказалась стопроцентным попаданием: долгое время Терехову называли не иначе как Миледи.

В 90-е годы Маргарита Терехова сняла фильм «Чайка», в котором к тому же сыграла одну из главных героинь - Аркадину.

- Мама всегда говорила, что «Чайка» Чехова - кинематографичное произведение, - говорит Анна Терехова. - У нас получилось некое семейное кино, ведь в нем снялись и мама, и я, и мой младший брат Саша. На репетициях было сложновато: мама со мной не церемонилась, была требовательна… Но работать под ее началом мне понравилось - очень полезный опыт. Мама отнеслась ко мне очень лояльно: лишний раз не давила, а, наоборот, помогала, направляла. На съемочной площадке я обращалась к ней исключительно по имени-отчеству - Маргарита Борисовна. А вот Саше было сложнее... Но ведь главное - результат: их жизненные и творческие порывы слились воедино, так как и в фильме играли сына и мать.

Сейчас фильмы и спектакли с участием Маргаритой Тереховой можно увидеть в записях, золотой коллекции отечественного кинофонда.

- Мама отказывается от интервью, от творческих встреч, - говорит Анна. - И ее нельзя за это осуждать, так как здоровье не позволяет ей испытывать сильные волнения. Но люди, которые любят и ценят ее как женщину и актрису, могут все узнать о ней из ее работ. И из книги, над которой мы с мамой работали несколько лет и недавно закончили. Она будет называться «Маргарита Терехова. Из первых уст»...

Екатерина Писарева

VK31226318