В Челябинском театре для детей и молодежи - премьера спектакля
В Челябинском театре для детей и молодежи поставили пьесу Юрия Клавдиева, написавшего сценарий для «Школы» и фильма «Все умрут, а я останусь». Сегодня этой премьерой ТЮЗ открывает новый сезон.
Пьесу «Собаки-якудза» в театр принес Борис Черев.
- Клавдиева считаю одним из лучших современных драматургов, - говорит Борис Филиппович. - Мне нравится, как он пишет: попадает в самые болевые точки подросткового сознания. Кроме того, это одна из немногих современных пьес, где нет мата. Пьеса мужская, что редко в наше время. И дает нам положительного героя - не депрессивного, а позитивного. Есть некоторая сомнительность в том, что в наше время конформистов этот человек ни под кого не прогибается. Это не капитан Блад и не Робин Гуд, а современный парень. Подростки должны обязательно встретиться с ним.
Ирландский сеттер Свен (все люди в анимепьесе Клавдиева - собаки и кошки) брошен хозяином в парке. Избалованный «сбалансированным кормом» и «икеевской подстилкой» пес сталкивается с суровой действительностью: все помойки поделены. Чтобы прокормиться, нужно прибиться к собачьей стае, отдавать главарю лучшую пищу и кормиться объедками от объедков.
Такой расклад категорически не устраивает Свена. Он действует в лучших традициях голливудовских боевиков, стравливая «парковских» и «скверовских», надеясь, что те сами перегрызут друг друга. Но реальность оказывается сложнее: главари сумели договориться и Свену грозит перспектива быть зарезанным.
Заканчивается все хэппи-эндом: гора трупов «плохих» лежит в сторонке, «хорошие» встречают восход на городской свалке. Учителю литературы, который приведет свой класс на премьеру, после спектакля можно будет подискутировать со своими подопечными на тему «до каких пределов можно дойти, отстаивая свою личную свободу?» (цитирую программку).
- Обычно для постановки выбираю пьесу, в которую влюблен, - признается режиссер спектакля, главреж молодежного театра Михаил Филимонов. - Здесь же была попытка защититься от современной драматургии. Есть внутренняя дистанция от жесткости пьесы и ее киношности, раздробленности на мелкие эпизоды.
Кроме Челябинска «Собаки-якудза» идут только в Красноярском ТЮЗе, где спектакль настолько понравился молодежи, что имеет своих фанатов. Критик Олег Лоевский рассказывал, что когда красноярских «Собак» показали в Рязани, а затем повезли в Москву, рязанцы арендовали автобус и приехали в столицу смотреть спектакль второй раз. Уготован ли успех челябинской версии, покажут сегодняшняя и завтрашняя премьеры.
Пусть вас не смущает значок «16+», который чиновники от нечего делать обязали театр писать на программках и афишах. «Собаки-якудза» вполне можно смотреть и 13-, и 14-летним. Михаил Филимонов деликатно убрал из пьесы «расчлененку» и лужи собачьей крови. А вот уличные бои в спектакле будут - их постановкой занимался преподаватель ЧГАКИ Евгений Шолохов.
Было бы странно требовать от 66-летнего режиссера детального знания сегодняшних молодых парней. Оно у Михаила Евгеньевича ограничивается общеизвестными «параллельная реальность» и «клиповое сознание». Это вполне допустимо, поскольку и Клавдиев позволяет себе условное допущение: собаки - люди. Но кое-что про молодых знают актеры, ибо сами в большинстве своем молоды. Студент ЧГАКИ Константин Беленький (Вертер) говорит на сленге, как на своем родном языке.
Есть очень хороший Свен - Артем Потапов, замечательно играющий породистость и инакость своего героя (местные театралы уже заметили, что Артем похож на Александра Баргмана). А вот для Джамшита Садыкова, играющего Свена во втором составе, эта роль навырост, такое впечатление у меня осталось от репетиции. Джамшит - третьекурсник ЧГАКИ. Попасть со студенческой скамьи сразу на главную роль в репертуарном театре - слишком тяжелый груз, и лишь бы парень не согнулся под его тяжестью в самом начале своего творческого пути.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве