Челябинский театр современного танца показал 13 спектаклей за один вечер
13 спектаклей за один вечер. Такое может себе позволить только Театр современного танца Ольги и Владимира Пона на праздновании 20-летнего юбилея.
Возможности так близко познакомиться с Театром современного танца и увидеть столь богатую палитру разностильных хореографических миниатюр у челябинцев еще не было. В воскресенье на большой сцене Театра имени Наума Орлова были показаны и ранние спектакли Ольги и Владимира Пона второй половины 90-х («Марш одиноких женщин», «Ты есть у меня или тебя у меня нет?»), и премьеры 2012-го («Один, два… четыре», «Вертикальные связи»). А между ними - жизнь, рассказанная не только танцем, но и фотографиями, и видеозаписями, где хореографы Ольга Пона и Мария Грейф очень точно говорят о сути современного танца и процессе работы над спектаклями.
Естественно, показали не все. Не было «Зарисовок с натуры», получивших первую в истории челябинского театра «Золотую маску». Но спектакль «Ожидание», за который коллектив удостоился «маски» во второй раз, станцевали.
На сегодняшний день в Театре современного танца кроме Ольги и Владимира Пона ставят спектакли несколько хореографов. Елена Пришвицына, Вячеслав Морозов, Мария Грейф, Юлия Репицына - артисты Театра современного танца. Все они в этот вечер получили право показать свои работы. Их превращение из танцовщиков в хореографов не случайность, а закономерность, поскольку многие спектакли рождаются из импровизаций.
«Как это у тебя получается?» - спрашивает Ольга Пона у Владимира Вдовенко на одной из видеозаписей, - «Продолжай, только расправь пальцы!». «Я всего лишь помогаю танцовщикам раскрыть их индивидуальность», - говорит она в другом видеофрагменте. Это может на первый взгляд показаться странным, ведь есть спектакли, где танцовщик как будто обезличивается, становясь «сырьем», из которого «лепится» хореографический текст. Но стоит присмотреться внимательней, и в танце каждого артиста можно прочесть свою историю.
В этот вечер Театр современного танца хотел показать нам, зрителям, сколь многоликим (и порой абсолютно подчеркнуто несовременным) он может быть. «Ты у меня есть или тебя у меня нет?», «Осень», «Проходочки» романтичны, смешны, в чем-то наивны. Спектакли Асьера Забалеты, напротив, жестки и подчеркнуто внятны. «Transparent» - об офисном служащем, менеджере среднего звена, который, надевая пиждак, теряет свое лицо. «Следующий» - об убогости человеческого существования. Тут вам не только станцуют, но и расскажут. Слова девушек, обращенные к парням «Почему ты ВСЕГДА напиваешься? Отстань от меня!» произвели эффект узнавания в зрительном зале. Стоит сказать, что оба своих спектакля Асьер поставил на невероятно пластичного и артистичного Рафаэля Тимербакова.
Зал расслабился и заулыбался, когда на сцену вышла Мария Грейф в образе Одри Хепберн. Это была одна из немногих композиций, где хореографическая мысль выражалась посредством не тела, а лица и даже предмета. Белая туфелька в руках Маши-Одри становилась то заячьим ушком, то сигаретой.
Сегодня у театра современного танца есть свои зрители, и их хватает, чтобы заполнить зал академической драмы, ставший для коллектива Ольги и Владимира Пона постоянной площадкой. И все же в представлении большинства современный танец - искусство «элитарное» (такой эпитет не случайно промелькнул в поздравительных речах) и малопонятное. Воскресный юбилейный вечер развеял этот миф. Самыми сложными для восприятия оказались спектакли Ольги Пона. Но они же оставляют самое богатое послевкусие, будят фантазию и воображение.
«Такой танцевальной лексики я не видел ни в Европе, ни в странах Азии», - признался Людгар Шниидер, директор театра в Мюнстере. Артисты в спектаклях Ольги Пона (особенно тех, что поставлены в нулевых и позже) не танцуют, а разговаривают друг с другом посредством тел.
Хореограф концентрирует наше внимание на этом диалоге, полностью убирая «белый шум» в виде излишеств в костюмах (на девушках - футболки и шорты, на мужчинах - футболки и брюки). Все, что нужно зрителю, - прислушаться к этому диалогу и не мучиться поиском связей между увиденным и названием спектакля.
На юбилейном вечере принято не только дарить цветы и грамоты, но и говорить о планах. Уже в этом году театр современного танца откроет свою студию в центральной школе искусств. Решением губернатора будут выделены средства на постановку двух новых спектаклей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве