Контраст и гармония художницы Челинцовой
Валентина Николаевна Челинцова (1906-1981) - художник-график, живописец, скульптор, педагог. Жила и работала в Челябинске в 1931-1971 годы.
Родом с Поволжья: Челинцо(е)вы - выходцы из Саратовской губернии. Там жители носят такую фамилию. В ней чередуются буквы: то «о» встречается, то «е». Фамилия Валентины Николаевны сначала писалась «Челинцева», но она сама решила изменить ее на «Челинцову». Ей казалось, что так она звонче, свойственнее артистической среде и соответствует ее символическому мышлению.
Город, в котором родилась Валентина, один из самых древних на Волге: с X века сохранились о нем сведения. А в XVIII веке Хвалынск стал не только удобной пристанью, но и торговым центром в России. С детства девочка была очарована Хвалынском и увлечена рисованием. Как было не начать рисовать, когда вокруг красуются Хвалынские горы, живописно спускающиеся к Волге. Леса в горах сплошь дубовые. Всюду глубокие причудливые овраги. Широко простираются роскошные долины рек Терешки, Терсы, Новояблонки. Здесь за четверть века до нее родился Петров-Водкин. Позднее, став уже профессиональной художницей, она изучала его открытие - опыт сфероидной перспективы. Он увидел криволинейность пространства на хвалынских холмах. Воздушная атмосфера на Волге имеет оттенок растворяющейся голубизны. Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Уткин, Кузнецов пронесли эту общность в своем творчестве - они все были родом с Волги. Валентина Николаевна всегда гордилась земляками - у них было чему поучиться.
Она родилась в рабочей семье. Откуда в ней появились способности к творчеству? Рисовать любил ее дед Ульян Семенович. Он слыл в Хвалынске художником-любителем, самоучкой. В годы Гражданской войны Челинцевы прятались в подвале старинного дедовского дома. С двумя братьями как-то Валя поднялась на чердак, чтобы унести туда лишние вещи. Наверху в пыли дети обнаружили этюдник, картины, высохшие краски. Так Вале досталось дедово наследство. В голодные годы было не до красок и не до карандашей. Их негде было взять. Не на что купить. Валя брала тележку и отправлялась за город. В горах была белая и черная глина. Она делала серую, хорошего качества. И лепила. После смерти Ленина вылепила метровый бюст вождя пролетариата и его фигуру в полный рост.
Нина Тих, подруга, посоветовала ей выставить скульптуры в клубе профшколы. А тут в Хвалынск (1925) приехала Александра Лукьяновна Яворская, представитель детской комиссии ВЦИК. Она организовывала для беспризорников трудовую колонию. Побывала в профшколе, в которой заметила скульптуры Челинцевой. Познакомилась с девушкой. В Хвалынске Валентина обучалась в педагогическом техникуме (1921-1924). Яворской Валя призналась, что хотела бы стать художницей, но мать и отец болеют, а в семье еще два младших брата, нужно помогать. Она собиралась учительствовать. Яворская же настойчиво советовала ей продолжать учиться, пообещала государственную помощь. Оставила адрес. Просила написать.
Случилось так, что техникум, в котором училась Валентина, закрыли. И девушка написала в Москву. Ей пришел ответ от Надежды Константиновны Крупской: Валентину вызывали в художественный техникум Саратова. В России еще в XIX веке была создана идеальная сеть средних художественных учебных заведений. В Саратове такое заведение открылось в 1897 году. Миновав в нем подготовительный класс, Валентина попала на первый курс. В годы обучения в художественном техникуме Челинцевой выплачивалась, по заявлению Н.К. Крупской, стипендия.
Саратов - чудесное место, город как будто в котловане, окружен горами. И Волга течет вроде та же, да не та! Другая! Саратовская. Красота родных мест будоражила воображение. Вот краски, кисти, этюдник - броди по городу и окрестностям. Все просилось на холст.
После техникума Валентина поступила в Ленинградскую академию художеств (1927). Старейшее заведение было открыто в 1757 году. Здесь на протяжении многих лет велась подготовка художников и архитекторов. Правда, в 1918 году академия художеств в Петербурге была упразднена как часть царского правительственного аппарата. Ее стали именовать Высшими государственными художественными мастерскими, а потом Лениградским высшим художественно-техническим институтом. Но все называли, как прежде, академией. Учителями Валентины Челинцевой стали Е.Е. Лансере, В.М. Конашевич, Д.И. Митрохин.
Евгений Евгеньевич Лансаре (1875-1946) был к тому времени известен как исторический живописец и приобретал известность мастера журнальной и книжной графики. Он сотрудничал в сатирических журналах. Широкую известность ему принесли циклы иллюстраций к повести Л. Толстого «Хаджи Мурат». Академик живописи, он вел у студентов акварельную живопись. Конашевич и Митрохин учили книжной графике.
Окончить академию в Ленинграде Валентине не удалось, так как ее графический факультет был переведен в Московский полиграфический институт, основанный в 1930 году. Этот институт выпускал инженеров-технологов, инженеров-экономистов и редакторов художественного оформления печатной продукции. Практику Валентина проходила в издательствах «Детгиз» и «Химиздат». Получила профессию художника-конструктора книги.
После окончания института в 1931 году Валентина Николаевна уехала в Челябинск. Здесь уже год работал ее муж Михаил Антонович Лежень, архитектор и художник, который был отправлен на строительство тракторного завода. Ему было поручено накануне пуска ЧТЗ запроектировать трибуну на центральной заводской площади. Должен был состояться митинг и выход с конвейера первого трактора. Времени не было: запроектировал Лежень ее за два дня, выстроили за неделю, деревянную, в стиле конструктивизма, с подтрибунными помещениями, большой сценой, правительственной «ложей». На этой трибуне выступил 1 июля 1933 года М.И. Калинин. А Лежень получил премию и золотые часы, это было в то время большой редкостью. Трибуна просуществовала до 1970 года. Но это не самое важное, что сделал для завода и города Михаил Антонович. Он ведь, по-существу, построил Тракторозаводской район.
Перед войной в нашем городе работали очень талантливые живописцы Русаков, Вандышев, Юдаков, Сосновский, Маричева, Яковлев. Начала осваиваться и Валентина Челинцова. Она, как и сотни других талантливых художников, проводила творческую работу в провинции в тяжелое время, когда сама жизнь в стране становилась проблемой. Но именно искусство помогало выжить! Начинала работать Челинцова на ЧТЗ художником-оформителем, также иллюстрировала книги Свердловского книжного издательства. Даже выпустила детскую книгу «Челябинский тракторный завод». И помогала мужу.
В 1936 году Валентина Николаевна участвовала в создании Союза художников в Челябинске. Сама вступила в союз. Работала как художник-иллюстратор. В 1940 году в городе произошло знаменательное событие - в картинной галерее открылась Первая областная выставка художников Южного Урала. Челинцова была великолепной рисовальщицей, работала пером, акварелью, гуашью, пастелью, темперой. Создавала линогравюры, гравюры на дереве. Позднее экспериментировала в офорте, акватинге. Писала портреты, пейзажи, картины-гобелены, высекала в камне, лепила, резала. Так что ей выставлять всегда было что.
В 1953 году художница выезжала на Север, на дальние оленьи стойбища, в Амдерминский район. Инициатором ее путешествия на Север стал друг детства старшего сына - Женя. Геолог. В большой длинноухой оленьей шапке он появлялся всегда неожиданно. Женя работал около Воркуты. Его рассказами о Севере наполнялся весь дом. Увлеченная его словесными образами, Челинцова, хотя и была не совсем здорова, полетела самолетом, потом по ледяным дорогам ехала на машине. Потом - на белой оленьей упряжке как почетная гостья. Жила в чуме. И рисовала карандашом (краски замерзли). У нее получалось много белого цвета или шел контраст черного с белым. Появлялись неожиданно буддийские мотивы. Много лет спустя, осмысливая значение законов в искусстве и необходимость следования им, Валентина не раз обращалась к китайскому трактату XVII-XIX веков «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».
А на Севере она ходила по пятам за пятилетней Оксей. Рисовала ее, чумы, собак, снег, оленей. Сделала много записей из жизни народа Коми. После поездки появились ее книги «Окся-труженица», «Северин идет по тундре», «Розовая чайка» (вышли в «Детгизе») и другие. Она успешно иллюстрировала книги о Севере разных авторов - А. Мошковского, Г. Ходжера, Г. Нагишкина. Начиная с оформления обложки, художница продвигалась все глубже, в пространственное построение всей книги. И это в то время, когда не было хорошей бумаги, цветопередачи, полиграфии. Но она говорила: «Работать же можно на любой бумаге, любыми средствами. Лишь бы композиция была хорошей по мысли и рисунку». Позднее ее Окся (рисунки) была выставлена в Москве, в выставочном зале на улице Горького. Это была большая персональная выставка. Работы с Севера занимали несколько стен. Широко известны ее творения «У оленеводов Севера», «Встреча», «Дочь Севера», «В школу», «Сборы в дорогу», «Купанье новорожденного».
В 50-е года Челябинская картинная галерея пополнилась произведениями местных художников Рябинина, Мещерякова, Юдакова, Челинцовой. В галерею попал ее портрет актрисы Анастасии Лесковой. С 1953 по 1961 год она много работала в книжной графике для московских издательств «Детгиз», «Детский мир» (за всю жизнь оформила 50 книг), «Мурзилка», создала два фильма для телевидения.
В 1954 году умер М.А. Лежень. Он в то время уже работал доцентом в ЧПИ. И трех сыновей Валентина Николаевна поднимала сама. Она никогда не жаловалась на трудности. Была равнодушна к материальным благам. Одевалась скромно. Зимой ходила в одной и той же шубке «под котик» и суконном берете. В мороз набрасывала шаль. Первый ее сын Юрий стал строителем, Николай - художником, Коля увлекся радиоделом, работал затем дизайнером на Челябинском радиозаводе.
В ноябре 1960 года Челинцова путешествовала по Румынии. У нее завязалась дружба с художниками Бухареста. Ее приглашали в мастерские. Она сама рисовала всюду. Рисовала доки, пароходы, пристани, крестьян, рабочих, улицы, бытовые сцены. Привезла домой много альбомов (28 гуашей, 80 рисунков). Эти работы в разное время появлялись на выставках. Используя накопленные в Румынии материалы, Валентина Николаевна увлеченно работала над детской книгой «Керамика». Была занята книжной графикой («Нанайская сказка»). В 1960 году участвовала в выставке «Советская Россия», в 1961-м - во всесоюзной выставке, и в Челябинске прошла ее первая персональная выставка (книжная и станковая графика). А прокатившаяся в то время волна освободительного движения в Конго отражена в ее серии «Конго» (1961). В 1960-1962 годах она напишет серию черных гуашей «Война не повторится».
В 1962-м Валентина Николаевна съездила во Францию, как турист. Альбомы ее были заполнены Парижем. Днем Валентина бродила по городу. На маленьких листочках делала наброски. Ночью, наблюдая Париж из окна отеля «Монти», рисовала. Посетила Лувр, музей импрессионистов, музей Родена! Вернувшись домой, полностью погрузилась в работу. И долго на своих картинах ставила подпись по-французски: Тhelinzova Valent.
В 50-е годы в Челябинске была организована студия рисунка и живописи при Союзе архитекторов. Размещалась она в одной из комнат союза на первом этаже у соснового бора. Долгие годы руководила студией В.Н. Челинцова. У нее занимались довольно солидные рисовальщики - архитекторы Бернштейн, Гусаров, Серебровский, Гофрат, Григорьев, Рувинов, Семейкин... Но своих учеников Валентина Николаевна называла ласково: Сашенька, Коленька, Наташенька… Занятия начинались в 18.00 работой над портретом. Позировали натурщики. Упор делался на композицию, рисунок. После 2-3 уроков Валентина Николаевна проводила беседы об изобразительном искусстве. Засиживались студийцы до ночи. Потом шли провожать Валентину Николаевну, она жила на Пушкина, 65, у кинотеатра. Уезжая на лето с сыновьями в Хвалынск, художница давала ученикам задание работать над этюдами. Приезжала, устраивала подробный разбор. И продолжала работать в студии за чисто символическую плату.
В 1967 году В.Н. Челинцова побывала со старшим сыном Юрием в Средней Азии. Видела Самарканд, Бухару, Ташкент. Наблюдала за красотами Тянь-Шаня. Возратясь, рассказывала о поездке сдержанно, немногословно. К чему слова? Ее картины сами обо всем говорили. Результатом путешествия по Средней Азии стали не только картины и рисунки, но и книга «Мейрам» (о героине-революционерке). В этот период она ищет новые способы передачи цвета: «И тут я догадалась, как работали Б. Мусатов, Врубель, Коровин, Куинджи и другие, находя изумительно красивые обобщенные силуэты деревьев, зданий и людей, сохраняя при этом цвет!
…Цвет - от дня, силуэт - от вечера. Художники делали два этюда с одного и того же места: один вечером обобщенно-декоративный, другой днем с того же места, в котором ловили некоторые детали и яркость света! …На основании двух этюдов этих успех картины, задуманной в декоративно-станковом плане, обеспечен, и задача аскетизма в живописи будет решена!»
В 1970-м у нее было много поездок по стране, связанных с работой в «Детгизе». Вообще-то она всегда была легка на подъем. Исколесила весь Урал. В Хвалынске обычно занималась скульптурой по дереву, гравюрой, живописью. Часто ездила туда, где жили авторы, книги которых она иллюстрировала: в Дагестан, Калмыкию, Болгарию.
В 1971 она покинула Челябинск. После ее отъезда многие почувствовали свою осиротелость. Челинцовой не хватало городу! Студией стал руководить ее ученик - Н.Н. Семейкин. А в Саратове, куда переехала, ее интересовали улицы. Пейзажи городские получались в духе XIX века эпохи Сезанна («Лодка художника», «На набережной Волги»). Они темные. Сумрачные. Строгие. Напряженные. Фигуры и краски легко замешивались и парили. А то вдруг появлялись горячие южные краски («Лежащая с яблоками»). Такими красками зарядили атмосферу в Челябинске в 50-60-е годы армянские живописцы А. Григорян, К. Оганесян, Р. Габриэлян. А Челинцова была восприимчива и заразительна. Все картины саратовской поры хранятся у родственников, в Челябинске их нет. Правда, из Саратова были привезены ее творения в Челябинскую картинную галерею, купленные у сыновей Юрия и Николая Леженей и некоторые подаренные ими, но они другого периода (1930-1970). Эти картины были представлены на выставке, которая проводилась в Челябинске к 90-летию художницы.
В Саратове Челинцова занялась еще одним очень важным делом. Решила написать книгу об искусстве. Ее рукопись «О симфонизме в композиции картины (1972-1980)» состоит из трех частей: Контраст, Вибрация, Гармония. Это бесценный документ, в нем большой труд и творческий опыт художницы, сгусток ее размышлений: «…В искусстве теории никогда не опережают достижений, а следуют за ними. Эстетические трактаты - это не предисловия, а послесловия. Теория может подсказать художнику новые решения».
Умерла Валентина Николаевна Челинцова в Москве 18 сентября 1981 года.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве