Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

У великого скульптора Эрнста Неизвестного уральские корни

06.12.2012
Когда в Челябинском музее искусств открывается персональная экспозиция мастера, уместно вспомнить именно об уральских страницах его биографии

У великого скульптора Эрнста Неизвестного уральские (и даже верхнеуральские) корни. Сегодня, когда в Челябинском музее искусств открывается персональная экспозиция мастера, уместно вспомнить именно об уральских страницах его биографии.

Несколько лет назад в Челябинск приезжал поэт Евгений Евтушенко, хорошо знающий Эрнста Неизвестного. А я в то время готовила статью о матери Эрнста Иосифовича, детской писательнице Белле Дижур, и пришла на встречу в расчете на интервью.

Евтушенко сыграл большую роль в воссодинении Беллы Абрамовны с проживавшим в Америке сыном. Именно он написал тогдашнему руководителю КГБ Чебрикову письмо, начинавшееся словами: «Дорогой товарищ Чебриков! Христа ради прошу я Вас, опустите 82-летнюю мать скульптора Эрнста Неизвестного с ее дочерью и зятем к сыну…»

Мне хотелось узнать, при каких обстоятельствах родилось это письмо, и я спросила об этом Евтушенко после его выступления перед студентами академии культуры. Евгений Александрович принял мой исследовательский интерес за проявление женского любопытства:

- Берегитесь! Неизвестный - кентавр, а тот, кто родился кентавром, останется им, невзирая на возраст!

Кентавр - любимая метафора Эрнста Неизвестного, в которой он видит соединение живого и технократического начал, диалог плоти и духа, синтез науки и искусства. В его работах отражена борьба этих начал, это всегда мучительные раздумья о смысле бытия, о природе добра и зла, а еще невероятное стремление к свободе самовыражения. Его герои продираются сквозь толщу сомнений и кривд, освобождают свою глубинную сущность, разрушая старую оболочку и рождаясь заново. В работах Неизвестного особенно ясно ощущаешь, что стремление к истине заложено в человеке изначально, его невозможно истребить, оно обладает древней, мифологической, поистине кентаврьей мощью. Думаю, именно это имел в виду Евтушенко, говоря о мужской харизме Неизвестного.

Его действительно любили и продолжают любить женщины. Его работы украшают площади красивейших городов мира, составляют предмет гордости крупнейших музеев и частных собраний, среди почитателей его творчества - известные политики, бизнесмены, артисты, церковные иерархи.

Сам Эрнст Иосифович живет в Нью-Йорке, на острове миллионеров Шелтер, владея здесь гектаром драгоценной земли, на которой создает своих кентавров, пророков, орфеев. Художник, скульптор, философ, штрафбатовец, в 17 лет ушедший на фронт и посмертно (в похоронные списки вкралась ошибка) награжденный орденом Красной Звезды…

По своей сути Незвестный никогда не был диссидентом, он просто отстаивал свое право быть самим собой и в творчестве, и в жизни и уж, конечно, никогда не уехал бы из России (с такой-то биографией!) Но после спора с Хрущевым гонения ни непокорного художника обострились, и в 1976 году он был вынужден уехать из России на Запад, сначала в Европу, потом в Америку. Его друг Мстислав Ростропович передал ему пакет своих связей. Это были влиятельные персоны, президенты, короли, известные политики и художники.

Но… «Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял: это не для меня, - вспоминает Неизвестный. - Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».

Тем не менее он добился признания. Но не потому, что искал покровителей или подлаживался под чужие вкусы, а потому, что шел единственно приемлемым для себя путем - делал то, что считал для себя важным, художественно оправданным. «Я принципиально ни к кому не обращаюсь — я жду, когда обратятся ко мне. Это мой принцип жизни. Если просишь, то моментально попадаешь в зависимость», - убежден скульптор.

Имя Неизвестного тесно связано с Уралом, в основном с Екатеринбургом, - так считалось до недавних пор и так писал сам Эрнст Иосифович в анкетах и автобиографиях. Однако благодаря изысканиям челябинского библиотекаря и литературного краеведа Н. Капитоновой, краеведа из Верхнеуральска А. Вернигорова, а также журналистам «ЧР», публикации которых положили начало поиску, удалось выяснить, что история рода Неизветновых (тогда фамилия звучала так) тесно связана с верхнеуральской землей на юге Челябинской области.

Оказалось, дед скульптора Моисей Неизвестнов владел в Верхнеуральске типографией и переплетными мастерскими, торговал мебелью. В Верхнеуральске трое сыновей Моисея, в том числе отец скульптора Иосиф, учились в реальном училище. Во время революции все пошло прахом: типография была конфискована, лошади сведены со двора, уцелела только богатейшая библиотека, которая позволяла детям продолжать свое образование.

Краеведы считают, что в Свердловск семья переехала в 1919 или 1920 году - благодаря тому, что домработница успела спрятать от конфискаторов серебряные ложки. Б. Дижур вспоминает, что бывший владелец типографии Моисей Неизвестнов вынужден был поступить в городскую типографию наборщиком. Семье жилось трудно, имущество было почти все экспроприировано, а персидский ковер, украшавший гостиную, говорят, одно время красовался в Свердловском оперном театре. Тем не менее бабушка Эрнста и свекровь Белы Дижур, Эсфирь Ароновна, обожала Сталина, свято верила в то, что писали в газетах, и вообще была ярой сторонницей советской власти, за что невестка про себя называла ее «парторг синагоги».

Установление новых фактов помогло не только устранить белые пятна в биографии скульптора, но и наладить с ним живую связь. Неизвестный, который, как и всякий большой художник, страдал оттого, что оказался изолированным от российского зрителя, неожиданно его обрел. И не где-нибудь, а на родине.

Он написал верхнеуральцам письмо: «Мои дорогие соотечественники, дорогие мои уральцы! Спасибо вам за все, что вы решили сделать и делаете, что касается меня и моей семьи, ее истории… У нашего поколения были отняты целые пласты памяти семейных хроник, но пока мы живы, мы нуждаемся в знании: кто мы? Откуда мы? Я очень рад, что у верхнеуральцев появилась возможность познакомиться с моими работами. Вы и есть те зрители, которых я желал и ждал почти шестьдесят лет своей жизни художника!»

В 2003 году в Верхнеуральске прошла первая выставка бронзовых скульптур Эрнста Неизвестного, которая затем экспонировалась в Челябинске и в этом году - в Екатеринбурге. Потом были «Древо жизни» в международном центре «Москва-Сити», памятник Дягилеву в Перми, а в запасниках Челябинского краеведческого музея ждут своего часа фрагменты гипсовой модели скульптуры «Маски Скорби», посвященной жертвам сталинских репрессий.

Связь Неизвестного с Уралом становится все крепче. В 2003 году мать скульптора Белла Дижур передала своей подруге челябинке Надежде Капитоновой свой литературный архив. Потом стараниями той же Н. Капитоновой в Челябинске оказалась посмертная маска писателя Юрия Либединского работы Неизвестного. Недавно министерством культуры Свердловской области подписан приказ о создании в Екатеринбурге музея Эрнста Неизвестного по адресу: ул. Добролюбова, 14. А в Челябинской областной картинной галерее сегодня открывается выставка бронзовых скульптур и графики Неизвестного.

В одном из интервью скульптор сказал о себе так:

- Моя сильная черта — видение жизни как пространства от жизни до смерти, в котором душа должна совершенствоваться. Умереть нужно лучшим, чем ты родился.

Комментарии
Странно: "в запасниках Челябинского краеведческого музея ждут своего часа фрагменты гипсовой модели скульптуры «Маски Скорби» - что это значит? Когда настанет час? Настанет ли, доживет ли гипс? Их что, установить негде или показать? Или у нас так много скульпторов мирового класса, что они могут и в запасниках поваляться... пока не уйдут на тот свет все жертвы и все, кто вообще об этом что-то знает?
Анна
06.12.2012 17:13:10